Фото pixabay.com
Президент США Дональд Трамп выдвинул кандидатуру своего спецпредставителя по контролю над вооружениями Маршалла Биллингсли одновременно на должность заместителя госсекретаря по контролю над вооружениями и международной безопасности. Об этом говорится в распространенном в пятницу вечером сообщении пресс-службы Белого дома.
Из сообщения следует, то Биллингсли будет совмещать сразу два поста, связанных с ядерной дипломатией. Назначение спецпредставителем президента он получил 10 апреля. Тогда на сайте Госдепартамента появилось заявление, в котором говорилось, что «президент Трамп поставил перед своей администрацией задачу… вступить в новую эпоху контроля над вооружениями, при которой удастся выйти за рамки двусторонних договоров прошлого». Назначение Биллингсли подтверждает приверженность этому делу, указывалось в сообщении.
О том, что проблем с утверждением Биллингсли на пост заместителя госсекретаря по контролю над вооружениями и международной безопасности проблем быть не должно, свидетельствует тот энтузиазм, с которым госсекретарь Майкл Помпео отреагировал на кадровые перестановки еще в апреле. «Рад приветствовать в нашей команде Маршалла Биллингсли в качестве спецпредставителя президента по контролю над вооружениями, — написал Помпео на своей странице в Twitter. - Приобретенный Маршаллом опыт в Министерстве финансов, Министерстве обороны, а также в частном секторе послужит ему ценным подспорьем для работы на этом новом и важном посту».
Между тем в прошлом году назначение Биллингсли заместителем госсекретаря по вопросам демократии и прав человека сорвалось из-за его неприглядной роли в практике пыток узников тюрьмы Гуантанамо. Как следует из сенатского доклада 12-летней давности, в бытность сотрудником Пентагона он рекомендовал лишать заключенных сна, использовать колпаки и повязки на глаза, насильственно сбривать бороды, раздевать, запугивать собаками и т.д..
Именно на этот факт из обширного послужного списка Биллингсли обратил внимание член комитета Сената США по международным отношениям, демократ Роберт Менендес, критикуя его назначение на столь ответственный пост. По его словам, Биллингсли — не тот человек, которому следует доверять ядерную дипломатию США. Это назначение Менендес назвал чудовищным решением, которое «наглядно отражает» готовность нынешней администрации «действовать в обход положений Конституции о роли Сената, в соответствии с которой назначения делаются по итогам консультаций с ним и при его согласии». Это также свидетельствует о «бессистемном и легкомысленном отношении к ядерной дипломатии» со стороны Белого дома, считает сенатор.
В свою очередь журнал American Conservative напомнил, что Биллингсли в свое время был помощником республиканского сенатора Джесси Хелмса, получившего прозвище «сенатор Нет», поскольку выступал против любых программ и договоров по ограничению вооружений. «Ястреб» Хелмс, в частности, настаивал на выходе США из Договора об ограничении систем противоракетной обороны, требовал отказа от ратификации Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний и т.д.
Теперь же Биллингсли предстоит вести переговоры по вопросам контроля над вооружениями с Москвой и, возможно, с Пекином. Хотя его назначение подает недвусмысленный сигнал о том, что на самом деле администрации США не нужны никакие соглашения в области контроля над вооружениями, делает вывод журнал.
Возможно, поэтому США отказались участвовать в предложенной Россией еще до охватившей весь мир эпидемии COVID-19 встрече юристов обеих стран для обсуждения перспектив продления Договора о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (СНВ-3), действие которого истекает в феврале 2021 года. Ситуация осложняется тем, что Вашингтон выдвигает все новые условия относительно продления СНВ-3. Среди них, по мнению главы Пентагона Марка Эспера, - не только охват договором нового российского стратегического и тактического ядерного оружия, но и непременное участие в договоренностях Китая.
Эти требования никак не соотносятся с продлением СНВ-3, считают в Москве. Пролонгация несовместима с присоединением к переговорам Китая, так как СНВ-3 - двусторонний договор. А в Пекине заявляют о незаинтересованности в разработке трехстороннего документа, поскольку китайский ядерный арсенал якобы существенно уступает по мощи американскому и российскому.
То же самое касается требования Вашингтона включить в договор новейшие российские вооружения, которые не значатся в СНВ-3. Хотя Россия сама уже объявила, что две новые системы (гиперзвуковой планирующий блок «Авангард» и тяжелая межконтинентальная ракета шахтного базирования «Сармат») из шести обнародованных президентом Владимиром Путиным в 2018 году подлежат засчету в рамках СНВ-3. Другие системы под него не подпадают и теоретически могут стать предметом нового договора, скажем, СНВ-4. Ведь если текст действующего документа изменить, то его придется утверждать заново, а на это времени уже нет.
комментарии(0)