Анджей Дуда вспомнил поляков, погибших во время войны и пострадавших от послевоенной власти. Фото с сайта www.president.pl
В канун праздника День Победы, 8 мая, посольство Польши в Москве распространило на английском довольно странный материал. Назывался он внушительно: «Заявление министров иностранных дел Болгарии, Венгрии, Латвии, Литвы, Польши, Румынии, Словакии, Чешской Республики, Эстонии и Соединенных Штатов по случаю окончания Второй мировой войны». Документом это послание назвать трудно, поскольку походило на анонимку: никакого бланка и отсутствие каких-либо подписей. Но поскольку он исходил из диппредставительства, отнестись к нему без уважения было нельзя. Тем более что в начале была воздана дань памяти жертвам и всем солдатам, которые сражались за победу над нацистской Германией и положили конец Холокосту.
Однако уже из следующего абзаца стало ясно, ради чего составлено «заявление»: «Хотя май 1945 года положил конец Второй мировой войне в Европе, это не принесло свободы всей Европе. Центральная и восточная части континента оставались под властью коммунистических режимов почти 50 лет. Прибалтийские государства были незаконно оккупированы и аннексированы, а железная хватка других стран осуществлялась Советским Союзом с помощью подавляющей военной силы, репрессий и идеологического контроля».
И вот фраза, которую хочется процитировать: «Манипулирование историческими событиями, которые привели ко Второй мировой войне и разделению Европы после войны, представляет собой прискорбную попытку фальсифицировать историю».
Уже само «заявление» несет следы фальсификации истории, поскольку одним из ее элементов является замалчивание. Может быть, не случайно в ряду европейцев-заявителей Госдеп США. В заявлении Белого дома о победе США и Великобритании над нацизмом роль СССР тоже не была упомянута. Председатель комитета по международным делам Совета Федерации Константин Косачев заметил, что этот шаг может быть попыткой «успокоить» некоторых союзников США в Европе, которые настроены «антироссийски».
Президент Польши Анджей Дуда свое отношение к 75-летию окончания Второй мировой войны высказал у могилы Неизвестного солдата в Варшаве. Он напомнил, что в мае 1945-го завершилась «кровопролитная бойня в истории ХХ века и в истории человечества, в которой потеряли жизнь столько людей», приведя в пример только польских граждан, которые, по его словам, воевали на всех фронтах. Дуда не преминул сказать, что на Польшу сначала напала гитлеровская Германия, а потом – Советская Россия, а в майские дни 45-го Польша вновь появилась на картах мира, но оказалась в советской зоне влияния. Он посетовал, что польских солдат, преданных союзниками, не допустили к параду в Лондоне. Но ничего не сказал, что солдаты Войска Польского, которые ковали братство по оружию вместе с красноармейцами и дошли до Берлина, принимали участие в знаменитом Параде Победы на Красной площади в Москве 24 июня 1945 года. Как не упомянул и освободивших Польшу от фашизма и, по сути, спасших поляков как нацию от гибели советских солдат, 600 тыс. которых остались лежать в польской земле. Зато подчеркнул, что в Польше тех, кто не смирился с советским порабощением, мучили в органах НКВД и убивали предатели, которые стали служить Советам.
Конечно, если бы у Польши в анналах был Сталинград, Курская дуга или какие другие изменившие ход войны битвы, то у Дуды было бы большее поле маневра продемонстрировать врожденную гордость. А так приходится гасить недовольство Москвы, которая чувствительно воспринимает пассажи относительно ее соучастия в подготовке и развязывании Второй мировой войны. Тут еще Rzeczpospolita напомнила, что президент Владимир Путин в конце прошлого года всего за неделю не менее пяти раз упоминал о неблаговидной роли Польши накануне и во время Второй мировой войны. Теперь он обвинил Польшу в разделе Чехословакии и захвате Тешинской области в 1938 году как результате «тайного заговора с Германией до начала Второй мировой войны» и предложил международному сообществу осудить этот акт. «Они же (поляки) напрямую вступили в прямой сговор с Гитлером, причем персонально, у нас же документы есть», – сказал Путин в интервью для фильма Андрея Кондрашова «Война за память» на телеканале «Россия-1».
В Польше подобные высказывания не опровергаются, но с негодованием обсуждаются.
На этот раз «держать оборону» взялся директор департамента национальной безопасности Совмина, пресс-секретарь министра-координатора спецслужб Станислав Жарын, который в обширном комментарии для PAP изложил взгляд официальной Варшавы. Вот лишь выдержка: «Каждое государство, которое припоминает участие СССР в начале Второй мировой войны, советские преступления против поляков, в том числе катынское, а также получившее огласку создание новой жестокой оккупации в странах Центральной и Восточной Европы после 1945 года, будет атаковано Кремлем... Россия на базе «освободительной» природы советских действий во время Второй мировой войны узаконивает свою имперскую политику и ожидает от мира разрешения на использование политического, дипломатического и даже военного давления там, где посчитает, что «возрождается нацизм». Россия использует историю для обоснования текущих имперских действий».
А вот статья министра иностранных дел ФРГ Хайко Мааса и директора мюнхенского Института новейшей истории Андреаса Виршинга «Нет политики без истории», опубликованная в еженедельнике Spiegel и размещенная также на сайте немецкого МИДа к 75-ой годовщине окончания Второй мировой войны, привела в ступор польских сторонников версии ее генезиса. «Предпринятые в последние месяцы попытки переписать недостойным образом историю вновь требуют от нас занять ясную позицию, хотя, учитывая неопровержимые исторические факты, в этом не должно быть необходимости: именно Германия своим нападением на Польшу развязала Вторую мировую войну. И только Германия несет ответственность за преступление против человечества, которым был Холокост. Кто сомневается в этом, приписывая роль виновных другим народам, тот наносит вред жертвам войны. Тот эксплуатирует историю и раскалывает Европу», – утверждают авторы.
комментарии(0)