Фото AFGHAN PRESIDENCY PRESS OFFICE / HANDOUT/Anadolu Agency via Getty Images
После того как политические лидеры Афганистана подписали долгожданное соглашение о разделении властных полномочий, мировое сообщество призвало Кабул сделать шаг навстречу движению «Талибан» (запрещено в РФ). Стороны вооруженного конфликта должны завершить обмен пленными, чтобы получить возможность перейти к другому этапу примирения – прямому диалогу о будущем страны. Однако нынешняя динамка урегулирования дает основания сомневаться, что Кабул и талибы начнут переговоры.
Специально для того, чтобы обсудить нюансы перехода к следующему этапу примирения, спецпредставитель США по афганскому урегулированию Залмай Халилзад отправился в Катар. Там находится политический офис «Талибана». Администрацию президента США волнует не только продолжение обмена пленными, но и достаточно высокий уровень насилия между талибами и правительственными силами. Его подписанное в этом году между Вашингтоном и боевиками соглашение никак не регулирует. Это дает повод для нападений. В ночь на 19 мая вблизи города Кундуз вспыхнули бои, в результате которых, по данным афганского Министерства обороны, были ликвидированы как минимум 40 талибов, пытавшиеся «организовать наступление».
Последние инциденты с участием талибов свидетельствуют о неприятии тех договоренностей, которых достигли недавно политики в Кабуле. Президенту Ашрафу Гани и его основному политическому сопернику Абдулле Абдулле после нескольких месяцев вражды удалось подписать соглашение о разделении власти. Такие договоренности потребовались после того, как объявленные в феврале этого года результаты президентских выборов были встречены в штыки доктором Абдуллой, усомнившимся в корректности подсчета голосов. Оппозиционный политик, который возглавлял исполнительный совет, объявил о формировании собственных органов власти и даже провел свою процедуру инаугурации.
В рамках сделки Абдулла согласился занять пост главы Высшего совета по национальному примирению Афганистана, то есть курировать процесс примирения с талибами. «Абдулла Абдулла как председатель Высшего совета по национальному примирению занимает вторую по значимости должность в государстве по данным вопросам», – отметил Гани в своем специальном заявлении. В нем также говорится, что Конституция Афганистана «резервирует второе (по значимости. – «НГ») место в структуре государственной власти для первого вице-президента». Договоренности предполагают официальное разделение между двумя политиками не только властных полномочий, но и ответственности за конкретные министерства.
Достижение компромисса поприветствовали основные участники афганского урегулирования, призвав перейти к прямому диалогу. «Госсекретарь Помпео поздравил двух лидеров с достижением соглашения об инклюзивном управлении Афганистаном, – говорится в заявлении пресс-службы Госдепа. – Госсекретарь отметил, что сожалеет о времени, потерянном в ходе политического тупика». Совместное заявление на этот счет опубликовали и спецпредставители России, Китая, Ирана и Пакистана, которые провели 18 мая консультации в удаленном формате. Дипломаты призвали «все афганские этнические группы и партии, включая движение талибов, использовать возможности для создания условий по скорейшему запуску межафганских переговоров».
Тем не менее прямой диалог не может быть начат без завершения обмена пленными, который в настоящее время поставлен на паузу. Кабул отказался продолжать процесс, пока талибы не выпустят на свободу как минимум 200 афганских военнослужащих. Как обращал внимание официальный представитель Национального совета безопасности Афганистана Джавид Фейсал, несколько раз группировка вопреки договоренностям передавала правительственным силам обычных гражданских лиц. Кроме того, афганская администрация потребовала накануне доказательств, что талибы не имеют отношения к организации кровопролитных терактов, которые потрясли в минувшие выходные Кабул и провинцию Нангархар.
«Теперь, когда доктор Абдулла стал частью правительства, проведение межафганских переговоров будет зависеть в том числе от его взаимоотношений с Гани, – заявил «НГ» старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Омар Нессар. – Но пока межафганские переговоры будут восприниматься в Кабуле как угроза нынешнему кабинету министров, не стоит ждать от Абдуллы чрезмерных усилий по их запуску. Ситуация может поменяться в том случае, если талибы согласятся на прекращение огня до начала диалога». Аналитик напоминает, что движение «Талибан» смотрит на Абдуллу как на оппозиционера. Ранее оно заявляло, что охотно сядет за стол переговоров с моджахедскими движениями, к которым и принадлежит политик.
Промедление с переходом к прямому диалогу между сторонами вооруженного конфликта становится опаснее по мере того, как территорию Исламской Республики покидает иностранный контингент, служивший сдерживающим фактором. На минувшей неделе официальный представитель Пентагона Джонатан Хоффман сообщил, что процесс понижения численности иностранных военных в Афганистане продолжается. «Мы ожидаем, что он завершится в сроки, установленные в рамках соглашения с «Талибаном», – сказал Хоффман. При этом он не уточнил, сколько военнослужащих уже покинули Афганистан.
комментарии(0)