Угроза санкций со стороны США заставляет президента Турции искать новых партнеров для укрепления своей оборонно-промышленной базы. Фото с сайта www.tccb.gov.tr
Экономическое влияние Китая в Турции может вырасти после пандемии. Об этом говорится в докладе американского Института Ближнего Востока. Ожидается, что Турция пойдет на укрепление связей с КНР в оборонной сфере. Не исключено, что это может привести к повторению скандала, который разгорелся между Вашингтоном и Анкарой на фоне сделки по российским ЗРК С-400.
Поводов верить в укрепление связей между страной – членом НАТО и основным геополитическим соперником США достаточно. Директор турецкой программы Института Ближнего Востока в Вашингтоне Генюль Тол обращает внимание на то, что этой весной Фонд суверенного благосостояния Турции и Китайская корпорация по страхованию экспортных кредитов подписали контракт на 5 млрд долл.
Почти синхронно с этим Азиатский банк инфраструктурных инвестиций сообщил, что турецкая сторона «подала заявку на кредитную линию в размере 500 млн долл. для двух своих банков развития, чтобы облегчить ситуацию с дефицитом оборотных средств и нехваткой ликвидности, которая возникла в результате пандемии».
Несмотря на то что турецко-китайские связи определяются исключительно экономическими, а не политическими интересами, Тол отмечает: «Есть опасения, что натянутые отношения между Турцией и США из-за покупки российских средств ПВО С-400 и последовавшего за этим решения Америки исключить Турцию из программы истребителей F-35 могут стать поводом для более тесного оборонного партнерства между Анкарой и Пекином. Последствия скандала вокруг С-400 и F-35 действительно нанесли удар по способности Турции импортировать ключевые подсистемы, в которых она нуждается для своей продукции. Это привело к тому, что Анкара стала искать новых партнеров в процессе расширения своей оборонно-промышленной базы».
Анкара еще может встретиться с санкциями в ответ на сделку по С-400. Заместитель помощника госсекретаря США по делам Европы и Евразии Мэтью Палмер заявил 27 мая, что в администрации президента США «продолжается целенаправленный процесс обсуждения» этой темы. «Я не могу анонсировать возможные результаты этого процесса, – заметил он во время видеоконференции, организованной германским Фондом Маршалла в Вашингтоне. – Мы по-прежнему глубоко обеспокоены приобретением и возможным введением в строй С-400. Мы продолжаем диалог с нашими турецкими партнерами по поводу нашей обеспокоенности, а также путей устранения этой обеспокоенности, которыми, мы надеемся, пойдет Турция».
В свете нынешнего конфронтационного подхода США к китайской политике вполне вероятно, что сопротивление может встретить и интерес Турции к военно-техническому сотрудничеству (ВТС) с КНР. Тем более что администрация президента Дональда Трампа уже продемонстрировала неготовность мириться с китайскими проектами на территории своих союзников. Так, соответствующие сигналы по дипломатическому и военному каналам многократно отправлялись Израилю. Власти еврейского государства до недавнего времени не имели четкой политики в сфере безопасности инвестиций, что привело не только к поглощению некоторых местных компаний китайским бизнесом, но и к появлению у него доступа к стратегической портовой инфраструктуре.
В администрации Трампа экономические проекты КНР за рубежом принято связывать с политикой «долговых ловушек». Особенно Америку волнует повышенный интерес китайских инвесторов к оборонным предприятиям ее союзников. По данным израильского разведсообщества, китайские инвестиции в инфраструктуру ближневосточных стран увеличились на 1700%, если брать период с 2012 по 2017 год. Причем китайские компании предпочитают вкладываться главным образом в энергетический сектор (150 млрд долл.). Затем идут сферы промышленности (113 млрд долл.), транспорта (103 млрд), оборонных технологий (68 млрд).
Если вернуться к Турции, то оценивать потенциальное влияние КНР следует осторожно. Значительная доля турецкого экспорта и импорта приходится на США и страны ЕС. Кроме того, западные государства остаются основным источником прямых иностранных инвестиций в турецкую экономику. Для сравнения: Китай – это около 1% от инвестиционного потока в Турцию. Кроме того, несмотря на инцидент с С-400, страна остается важной частью системы безопасности Запада. Экономическое «вторжение» Пекина в Турцию пока находится на начальных этапах. Другое дело, что сохранение неопределенности в отношениях с Западом все сильнее подталкивает Анкару к демонстративному поиску противовеса в отношениях с другими странами.
Пока что в случае с КНР пугающим симптомом становится готовность Анкары негласно выдавать Пекину находящихся в розыске уйгуров, несмотря на то что президент Реджеп Тайип Эрдоган долгое время пытался создать себе образ защитника угнетенных мусульман. Это может стать ответом на вопрос, насколько далеко готова шагнуть Турция в желании диверсифицировать свою внешнюю политику.
комментарии(0)