Протестующие и полиция по-разному относятся к вопросу о том, как предотвращать жестокость при задержании. Фото Reuters
Президент США Дональд Трамп представил во вторник свой проект полицейской реформы. Он существенно мягче того, что предлагают его оппоненты-демократы. При этом глава государства выступает за ужесточение там, где это возможно, наказаний для преступников. В частности, его усилиями возвращена смертная казнь за федеральные преступления. Все это расходится с проектами демократов и с надеждами, которые связывали с реформой полиции протестующие.
Правоохранительная система США должна быть осторожно реформирована, а наказания преступникам ужесточены. Такой вывод из расовых беспорядков, все еще не утихающих в стране, похоже, сделал американский президент. Во вторник Трамп подписал так называемый исполнительный указ о реформе полиции. На момент подписания номера в печать речь президента, посвященная этому событию, не была произнесена. Но в целом благодаря утечкам в американской прессе известно, какой именно вариант реформы будет отстаивать глава государства.
«Общая цель состоит в том, что мы добиваемся закона и порядка, и мы хотим, чтобы это было сделано честно, справедливо. Мы хотим, чтобы это было сделано безопасно», – так обрисовал идеологию полицейской реформы Трамп в беседе с журналистами 15 июня.
Предполагается, в частности, создать общенациональную базу, касающуюся неправомерных действий полиции. В нее будут занесены полицейские, уличенные в жестокости. Такого рода базы в США широко распространены. Например, здесь можно пробить соискателя места в учебном заведении по специальной базе, содержащей данные об осужденных или уволенных за развратные действия в отношении несовершеннолетних. Теперь нечто похожее будет в отношении стражей порядка. Таким образом, полицейский, уволенный за жестокость в одном штате, не сможет найти работу в другом.
Реформа Трампа предполагает усиление работы штатных психологов. Они должны более активно выявлять сотрудников полиции, находящихся в стрессе или с пограничным расстройством психики. Наконец, будут перемены в системе преподавания в полицейских академиях. Их выпускники должны владеть способами разрешения конфликтных ситуаций таким образом, чтобы применение насилия было самой крайней мерой. При этом сотрудники администрации Трампа, на условиях анонимности рассказывающие журналистам о характере реформы, всячески подчеркивают, что главное – не демонизировать стражей порядка и не сделать так, чтобы перемены в их работе парализовали правоохранительную систему как таковую и привели тем самым к разгулу преступности.
Показательно, что параллельно с полицейской реформой администрация Трампа приняла другое знаковое решение. Один из близких соратников президента министр юстиции Уильям Барр распорядился исполнить вынесенные ранее смертные приговоры осужденным за так называемые федеральные преступления. К ним относится целый ряд противоправных деяний, за которые нельзя или трудно привлечь по законам штатов. Например, угоны самолетов, фальсификация выборов, компьютерные преступления. В течение 17 лет в США действовал мораторий на смертную казнь для федеральных преступников, приговоренных к ней. Сейчас таковых – пять человек. Согласно распоряжению Барра, в период с 13 июля по 28 августа четверо из них будут казнены. Все они осуждены за убийства детей (двое – еще и за изнасилования).
Безусловно, подобная жесткость – это не то, чего ждут от исполнительной власти протестующие против жестокости полиции. Дело в том, что в США подавляющее большинство случаев гибели от рук правоохранителей приходятся на задержания. Участки находятся под видеонаблюдением, пытки там происходят не часто. Зато полиция, согласно законам штатов, имеет широкие полномочия для применения силы при задержании.
Главная идея проекта полицейской реформы, которую демократы вносят в нижнюю палату Конгресса, – в отмене так называемого квалифицированного иммунитета для полицейских. То есть будет можно подавать многомиллионные иски и привлекать к суду тех стражей порядка, кто нанес ущерб здоровью задержанного. Не он будет доказывать, что не сопротивлялся, а полицейские – что не выходили за рамки отведенных им полномочий. Некоторые радикальные сторонники изменения работы полиции хотят пойти еще дальше. Так, в числе требований протестующих из Автономной зоны Капитолийского холма, созданной в Сиэтле, есть передача всех дел о жестокости полицейских в ведение федеральных структур. Аналогичные предложения высказываются и в Конгрессе. Правда, прочие требования протестующих в Сиэтле (например, лишение местных полицейских пенсий, а также освобождение и снятие судимостей со всех осужденных по делам о незаконной продаже и употреблении марихуаны) вряд ли будут поддержаны.
Какой вариант реформы будет принят, пока не ясно. У республиканцев большинство – в Сенате, у демократов – в Палате представителей. И те и другие смотрят на идею реформирования полиции через призму предстоящих в ноябре президентских выборов. «Говоря о необходимости закона и порядка, Трамп точечно работает только на свой электорат. Для его избирателей именно это важно, и именно это президент им говорит», – сказал «НГ» директор Фонда изучения США им. Франклина Рузвельта при МГУ им. М.В. Ломоносова Юрий Рогулев.
комментарии(0)