Визит министра иностранных дел Мевлюта Чавошоглу в Ливию прошел на фоне резких заявлений союзников Турции по НАТО. Fatih Aktas/Anadolu Agency via Getty Images
Как заявил представитель президента Франции Эмманюэля Макрона, Париж намерен поднять вопрос об агрессивной политике Турции в Ливии перед министрами обороны стран – членов НАТО 17–18 июня. Французский демарш – явный сигнал о том, что терпение европейских государств, недовольных односторонними действиями Анкары – причем не только в Ливии, но и в Средиземноморье, – заканчивается. Пока неясно, примут ли в НАТО и ЕС действенные меры против Турции, которая подливает бензин в пламя ливийской войны.
Во французском заявлении прямо говорится о том, что Анкара продолжает оказывать военную помощь Правительству национального единства (ПНЕ) Фаиза Сараджа, прикрываясь соглашением о военном сотрудничестве, подписанным в декабре прошлого года. По мнению Парижа, поставки современного оружия в нарушение оружейного эмбарго, введенного еще в 2011 году, а также переброска сирийских наемников подрывают усилия международного сообщества по достижению политического решения и провоцируют эскалацию конфликта. «Вмешательство Турции становится все более проблематичным, – говорится в заявлении, – и ведет к обострению обстановки. Это неприемлемо и, поскольку Турция – член НАТО, не может более продолжаться».
Недоволен Париж и категорическим отказом Турции от предложенной Египтом Каирской декларации, которая предусматривала прекращение огня с 8 июня, реструктуризацию Президентского совета и проведение выборов в органы власти. Анкара сразу же отвергла этот документ, хотя большинство арабских стран, Лига арабских государств, ЕС, Россия, США, другие заинтересованные страны его поддержали. Главы Германии, Франции и Италии вообще обратились к президенту Турции Реджепу Тайипу Эрдогану с отдельной просьбой внимательно рассмотреть египетские предложения и одобрить их. В ответ турецкий лидер заявил, что согласится сесть за стол переговоров лишь после взятия войсками ПНЕ Сирта и Джуфры, поскольку Москва якобы планирует создать там свои военные базы.
Франция не единственная страна – член НАТО, которая не побоялась обвинить турок в международном разбое, проигнорировав при этом излюбленный и не раз опробованный Анкарой шантаж, связанный с угрозами открыть «шлюзы» сотням тысяч мигрантов, стремящихся в Европу. Никос Дендиас, глава МИД Греции, у которой турки вместе с правительством Сараджа своим решением экспроприировали часть морского шельфа, также обвинил Анкару в нарушении норм международного права. Более того, Афины однозначно заявили, что их страна готова с помощью собственных вооруженных сил отстаивать свои законные интересы. Кроме того, греки по собственной инициативе взяли на себя руководство и осуществление операции IRINI по мониторингу случаев нарушения оружейного эмбарго.
Напомним, решение о начале этой операции было принято еще на Берлинской конференции по Ливии в январе этого года. Однако реально она началась лишь в апреле. Слишком долго итальянцы во главе с адмиралом, командовавшим этой операцией, проводили в жизнь «страусиную» политику Рима, не решаясь не только проверять, что же на самом деле возили турки в трюмах своих грузовых судов, но даже близко к ним подходить. Единственными смельчаками оказались французы да греки.
В реакции Турции на демарш Франции – как и ряда других стран, в том числе Египта, ОАЭ, Кипра, Греции, создавших своего рода антитурецкий альянс, – ничего, кроме ни на чем не основанных ответных обвинений, не было.
По мнению ведущего научного сотрудника ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН Виктора Надеина-Раевского, чтобы «убедить» Эрдогана пойти на перемирие, нужна единая согласованная позиция западных держав, ЕС, арабских стран, НАТО. Вряд ли Франция добьется принятия на совещании министров обороны Североатлантического блока чего-то подобного. До тех пор, пока Турция будет выполнять добровольно взятую на себя роль натовского полицейского, в чьи обязанности входит устранение России или минимизация ее роли в Ливии, вряд ли США согласятся осудить Эрдогана, предпринять против него действенные меры.
Что же касается самого Эрдогана, он слишком поглощен идеей создания под его руководством региональной сверхдержавы, как бы она ни называлась – Новой Турцией или воссозданной Османской империей. Пойти на перемирие и принять Каирскую декларацию для Эрдогана равнозначно отказу от своих амбициозных планов. Ведь новых выборов ни Сарадж, ни кто-либо другой из его окружения не выиграет. Единственный путь сохранить ПНЕ – это продолжать войну до победного конца, то есть до тех пор, пока вся Ливия не перейдет под контроль Турции. Однако вряд ли это дадут сделать Эрдогану Египет, другие союзники и даже несоюзники из числа арабских и европейских стран.
Об этом говорит и создаваемый Каиром на ливийской границе мощный военный кулак из авиации, танков, мотопехоты, спецназа. Не исключено, что в самом крайнем случае Эрдогана будут приводить в чувство не благими увещеваниями, а с помощью военной силы. Как-никак Египет имеет самые мощные в Африке ВС, сравнимые по боевой мощи с турецкими. Да и настрой у египтян, судя по выступлению начальника египетского Генштаба генерала Мухаммеда Хигязи, вполне боевой. И если дело дойдет до такого сценария, вряд ли Египет останется в одиночестве. Слишком со многими своими ближними и дальними соседями перессорилась Анкара.
Между тем отброшенный от стен Триполи на целых 500 км фельдмаршал Халифа Хафтар со своей Ливийской национальной армией (ЛНА) сумел «зацепиться» у Сирта. Он организовал оборону, занялся перегруппировкой и продолжает подтягивать новые силы, в том числе элитные подразделения «Саика» («Молния»). Авиация ЛНА наносит удары по сирийским наемникам, которые играют роль пушечного мяса. Уничтожив за последние дни около 400 террористов, самолеты ЛНА вносят хаос и сумятицу в их ряды. Вместе с бойцами ЛНА плечом к плечу сражается молодежь из местных племенных ополченцев.
комментарии(0)