Министр иностранных дел Сергей Лавров провел переговоры с коллегами из Индии и Китая. Кадр из видеоконференции МИД РФ
Военные Индии и Китая договорились о разъединении сил на спорном участке границы в Гималаях. В то же время главы МИД двух стран и РФ провели видеоконференцию в формате встреч Россия–Индия–Китай (РИК). Это вселяет надежду на то, что военный конфликт между самыми большими по населению державами мира не будет разрастаться. Но похороны погибших солдат подхлестнули националистические настроения в Индии. Раздаются призывы к бойкоту китайских товаров. Соль на раны посыпает американская разведка, сообщившая, что нападение на индийцев в долине реки Галван было совершено по приказу военачальника в звании генерала, который командует китайскими войсками в западной части КНР.
Индийские и китайские командиры согласились развести противостоящие друг другу подразделения в районе, где на прошлой неделе было убито 20 индийских солдат. Об этом источник в правительстве Индии сообщил агентству Reuters в Дели. А в Пекине представитель МИДа Чжао Лицзянь сказал, что стороны согласились принять меры к ослаблению напряженности. Переговоры между командирами продолжались почти 11 часов. «Был достигнут взаимный консенсус о разъединении», – пояснил индийский источник. Встреча, организованная на китайской стороне линии контроля, прошла «в сердечной, позитивной атмосфере. обсуждался механизм разъединения», который будет применяться обеими сторонами в районе Ладакх.
15 июня во время столкновения огнестрельное оружие не применялось. Воины били друг друга деревянными палками с ввинченными в них иглами, камнями. СМИ сообщили, что было убито 40 китайцев. Чжао назвал это выдумкой. Газета South China Morning Post утверждает, что данные о потерях китайской стороны могут публиковаться только с санкции председателя КНР Си Цзиньпина. Между тем в Индии хоронили своих погибших с почестями, открыто. Люди требуют проучить Китай, раздаются призывы подвергнуть бойкоту китайские товары; есть даже случаи, когда пользователи выбрасывают сотовые телефоны китайского производства.
Как констатирует индийское издание Quartz, Китай – крупнейший торговый партнер Индии, товарооборот превышает 90 млрд долл. в год. От разрыва торговли Индия пострадает сильнее, чем Китай. Удастся ли правительству премьера Нарендры Моди утихомирить горячие головы?
Вот как описывает настроения, царящие в Индии, на страницах издания Print публицист Рой Чоудхури. «Каждый раз, когда происходит вспышка на границе, политики и военные руководители пытаются объяснить, что заставляет солдат заходить на чужую сторону. Встревоженная публика не может понять, почему две ядерные державы, которые по праву гордятся своими древними цивилизациями, не могут за столом переговоров провести линию границы. Почему они допускают, чтобы их воины подвергались линчеванию?»
Но ведь Индия и Китай – стратегические партнеры России. А во вторник в рамках формата Россия–Индия–Китай состоялась видеоконференция с участием глав МИД трех стран – Сергея Лаврова, Субраманияма Джайшанкара и Ван И. Россия в нынешнем году играет роль председателя конференции. Естественно, задаться вопросом, удалось ли ей побудить две стороны конфликта к разрядке. Еще накануне встречи Лавров сказал, что повестка дня согласована и не предполагает обсуждения тем, касающихся двусторонних связей участников формата. И по итогам конференции он подчеркнул, что помощь третьих стран для урегулирования разногласий не требуется. Тем более что Индия и Китай заявили о желании искать взаимоприемлемые решения.
Отсюда можно предположить, что самая жгучая тема, волнующая не только китайцев и индийцев, но и политиков всего мира, не обсуждалась. Пытаться навязывать свои услуги в качестве посредника, как это хотел сделать президент США Дональд Трамп, неуместно. Очевидно, Москва считает, что от ее вмешательства не было бы никакой пользы.
К позитивным моментам встречи можно отнести ее решение расширить формат РИК и провести в этом году совещание министров обороны России, Индии и Китая. Лавров подтвердил заявленную ранее позицию РФ о том, что Москва поддерживает предоставление Индии статуса постоянного члена Совета Безопасности ООН.
Между тем, по мнению многих влиятельных комментаторов на Западе, столкновения в Гималаях могут привести к весьма неблагоприятным для России и Китая сдвигам на мировой арене. Издание Politico пишет, что экспансионистская политика Пекина подталкивает Дели в объятия США. А Financial Times констатирует: до сих пор правительство Моди старалось не поддерживать чью-либо сторону в антагонизме между Вашингтоном и Пекином. Но теперь индийская элита почти единодушно оценивает Китай как враждебную державу. И для Индии самое разумное – сблизиться с США и такими демократическими странами, как Япония и Австралия.
В беседе с «НГ» руководитель Центра индийских исследований Института востоковедения РАН Татьяна Шаумян отметила: «Индия и прежде стремилась укрепить отношения с США. Она была заинтересована в экономических связях с США. Сказывалось и влияние на Дели со стороны индийской диаспоры в Америке, насчитывающей более 2 млн человек. Но, главное, Индии нужен был противовес нажиму со стороны Пакистана и Китая. Теперь эта тенденция в политике Дели может усилиться . Не исключено создание в какой-то форме оси США–Япония–Австралия–Индия. Что касается РИК, то не верится, что в такой критический момент он собирался для обсуждения коронавируса и других общих проблем. Если это действительно так, то его роль становится чисто формальной», – заключила Шаумян.
комментарии(0)