На фото обломки украинского Boeing 737, сбитого 4 января 2020 года над Тегераном. Фото Ali Mohammadi/Bloomberg via Getty Images
Администрация президента США Дональда Трампа допускает, что трагедия в небе над Ираном, которая произошла в январе 2020 года с пассажирским лайнером Boeing 737 Международных авиалиний Украины (МАУ), может повториться, но под удар может попасть авиация Катара. Этими рисками Белый дом объясняет необходимость срочного прекращения политической и воздушной блокады эмирата, которая была введена его соседями в 2017 году. Об этом заявил помощник госсекретаря США по делам Ближнего Востока Дэвид Шенкер, выступая на видеосеминаре, который был организован вашингтонским Институтом Брукингса.
Высокопоставленному дипломату был задан вопрос о том, стремится ли администрация Трампа прекратить межаравийский спор специально до начала президентских выборов в США. Голосование запланировано на ноябрь. Примирение Катара, с одной стороны, и квартета стран в лице Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ), Бахрейна и Египта – с другой, команда Трампа могла бы преподнести как свидетельство эффективности своей дипломатии. Шенкер, в свою очередь, заметил, что разрешение этого политико-экономического кризиса в Персидском заливе требует больших усилий от Вашингтона, однако отмел предположения, что давление США на своих союзников в регионе связано с внутренней политикой.
«Что касается раскола в Персидском заливе, то это связано с необходимостью разрешить его до выборов в США, – уверил Шенкер. – Этому вопросу уделяется очень много внимания на высоком уровне. Это приоритетная задача администрации. Мы думаем, что противоречия в Персидском заливе не служат ничьим интересам, кроме интересов Ирана». Американский дипломат пояснил: «Мы думаем, что такая ситуация пополняет карман режима в Тегеране, потому что Катар вынужден платить ему сборы за пролет (через воздушное пространство. – «НГ»). Это также подвергает опасности катарцев и всех тех, кто летает на Qatar Airways. Мы видели, что произошло, когда несколько месяцев назад над Ираном был сбит украинский самолет».
Речь идет о трагедии Boeing 737 МАУ, который потерпел крушение 8 января через несколько минут после вылета из тегеранского аэропорта. Тогда погибли 176 человек, которые были гражданами нескольких государств, в том числе Ирана, Канады, Украины и Швеции. Некоторое время спустя власти Исламской Республики официально признали, что пассажирский лайнер по ошибке сбили ее средства противовоздушной обороны (ПВО). В конце июля во время двусторонних переговоров с Киевом представители Тегерана подтвердили готовность возместить ущерб в том числе и авиакомпании МАУ. Вопрос компенсации продолжает обсуждаться, он включен в повестку дня следующего раунда переговоров, который по плану должен состояться в октябре.
«Спор внутри Персидского залива служит только интересам наших противников и вредит общим интересам, – выразил уверенность Шенкер. – Нам предстоит важная совместная работа, и мы хотим, чтобы заинтересованные стороны урегулировали этот спор. Сейчас больше, чем когда-либо, критически необходимо, чтобы ССАГПЗ (Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива. – «НГ») объединился против региональных угроз. Пришло время всем государствам региона достичь единства, которое необходимо для противодействия стоящим вызовам». Американский дипломат подчеркнул, что это тем более важно, «когда речь заходит о противодействии пагубному влиянию Ирана».
Саудовская Аравия, ОАЭ, Бахрейн и Египет объявили о разрыве дипотношений с Катаром летом 2017 года. Эмирату инкриминировали поддержку терроризма и вмешательство во внутренние дела соседей. За этим решением последовали экономические санкции и транспортная блокада.
В частности, антикатарский квартет в одностороннем порядке заблокировал воздушное пространство для самолетов эмирата. Доха, в свою очередь, назвала подобные ограничительные меры со стороны соседей необоснованными и обратилась в Международную организацию гражданской авиации (ИКАО). В ответ Бахрейн, Египет, ОАЭ и Саудовская Аравия выступили с предварительным возражением, отметив, что ИКАО не обладает необходимыми полномочиями для вынесения какого-либо решения по делу и что иск властей Катара является неприемлемым. Несмотря на то что предварительные возражения были отклонены организацией, страны антикатарского квартета подали апелляцию на это решение в Международный суд ООН (МУС).
В июле этого года МУС вынес решение в пользу Дохи: судьи отклонили апелляцию Бахрейна, Египта, ОАЭ и Саудовской Аравии. Кроме того, было решено, что «ИКАО обладает необходимой юрисдикцией в вопросе воздушного пространства и что жалоба, поданная Катаром, приемлема для рассмотрения». Тем не менее пока что самолеты Катара продолжают использовать воздушное пространство Ирана.
Не исключено, что вопрос о пропуске катарских самолетов в рамках межаравийского спора нельзя разрешить обособленно – без урегулирования политических аспектов. А сам Катар, как говорят эксперты, не чувствует необходимости идти навстречу своим региональным оппонентам. Годы политико-экономического кризиса слишком сблизили его с антагонистами антикатарского квартета – не только Ираном, но и Турцией.
комментарии(0)