Жест признательности из фильма «Голодные игры» – один из символов протестного движения. Фото Reuters
Правительство Таиланда ввело чрезвычайное положение. Так оно прореагировало на бурные события в Бангкоке в среду. В этот день произошли стычки между, с одной стороны, частью протестующих, требующих отставки правительства, и немногочисленными сторонниками правительства и полицейскими – с другой. Ситуация в стране заметно накалилась. Но кровопролития эксперты не ожидают. В целом власти и таиландцы, требующие реформ, общаются корректно, и ни те, ни другие пока не настроены решать проблемы силой.
В ночь на четверг провалилась попытка протестующих создать палаточный городок. Демонстранты собирались ночевать возле Дома правительства, но их разогнали. Были арестованы 22 человека, включая пятерых лидеров протестующих. Протесты не случайно произошли в среду. 14 октября 1973 года в истории Таиланда – важная дата. В этот день протесты, преимущественно студентов, привели к падению военной диктатуры фельдмаршала Танома Киттикачона. Сейчас у власти в стране тоже фактически находятся военные. Но повторить события 1973 года у протестующих не получилось. «Определенные группы преступников намеревались спровоцировать неблагоприятный инцидент и беспорядки в районе Бангкока различными методами и по различным каналам, в том числе создавая препятствия для королевского кортежа» – так описываются события среды и ночи на четверг в чрезвычайном заявлении правительства.
В итоге власти запретили собираться группами более пяти человек и «совершать действия, вызывающие беспорядки». Впрочем, сотни решительно настроенных студентов это не остановило. В четверг они собрались возле перекрестка Ратчапрасонг, требуя освобождения арестованных сотоварищей, сообщает Bangkok Post.
С середины лета это уже четвертая серия крупных протестов. Участники массовых акций, большинство из которых студенты, требуют прежде всего ухода генерала в отставке, премьер-министра Праюта Чан-Оча. Он пришел к власти в результате военного переворота 2014 года и, несмотря на обвинения в подтасовке результатов парламентских выборов в прошлом году, намерен руководить страной и впредь. Также протестующие хотят конституционных реформ, касающихся монархии. В их числе – отмена наказания за критику короля. По соответствующей статье местного Уголовного кодекса длительные тюремные сроки получают люди, выражающие недовольство как просто порядками в стране, так и лично ее монархом.
А поводов для недовольства 68-летний король Рама X подает немало. Он ведет богемный образ жизни. Почти всю свою жизнь нынешний монарх провел в Германии и, как кажется его критикам, далек от проблем своих подданных. Став монархом, в 2016 году он не сильно изменил свои привычки и по-прежнему большую часть времени проводит за границей. Правда, сейчас Рама X все-таки оказался на родине. В отличие от премьер-министра его открыто не осуждают, и не только из-за страха. Монархия для таиландца – это не формальность, а действительно важный символ национальной идентичности.
Профессор политологии Университета Чулалонгкорна в Бангкоке Титинан Понгсудхирак в интервью Bloomberg предположил, что власти не склонны идти на компромисс и готовы к репрессиям и что в дальнейшем обстановка продолжит накаляться. Он полагает, что для успеха протестующим немного не хватает организованности. Также в интервью Bloomberg он высказал мнение, что протесты связаны с ощущением у молодежи бесперспективности будущего при пожилых консервативных правителях, не желающих реформ. Это ощущение усугубила сложная экономическая ситуация.
Вместе с тем органам правопорядка практически не приходится прибегать к насилию, да и лозунгов против монархии не выдвигается. Это наводит на мысль о том, что ситуация не вышла из-под контроля. «Сейчас ни одна из сторон не заинтересована в обострении конфликта и эскалации насилия. Да, имеются небольшие стычки, что для темпераментных таиландцев не выходит за рамки нормы. Но в целом есть настрой на диалог. Правда, ждать изменений придется долго. Ведь, чтобы пойти по законному и разумному пути, как того и хотят протестующие, необходимо создать конституционную комиссию, которая будет принимать те или иные предложения, которые затем будут переданы на всенародное голосование. А тут и Чан-Оча может оказать влияние, поскольку он политик довольно-таки хитрый», – сказала «НГ» старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Елена Фомичева. Эксперт отметила, что хотя среди протестующих есть радикалы, но привлечь на свою сторону остальных им вряд ли удастся.
комментарии(0)