Международное сообщество может остановить войну в Карабахе, но вряд ли это сделает. Фото Reuters
По инициативе стран – сопредседателей Минской группы ОБСЕ в понедельник собрался Совет безопасности ООН. Тема заседания в закрытом режиме – боевые действия в Нагорном Карабахе. Главная интрига обсуждения касалась мер воздействия на Турцию – близкого союзника Азербайджана. Накануне заседания турецкий президент Реджеп Тайип Эрдоган фактически отверг посреднические усилия стран – сопредседателей Минской группы ОБСЕ, которым заниматься урегулированием ситуации вокруг Карабаха поручил Совбез ООН.
Заседание Совета Безопасности проходит в условиях, когда в боевых действиях наметился очевидный перелом. После почти двух недель в целом равного противостояния азербайджанские войска явно берут верх. Они успешно продвигаются на южном фланге, в районах, которые не входили в состав Нагорно-Карабахской автономной области Азербайджанской ССР, но оказались под армянским контролем по результатам первой карабахской войны.
Боевые действия идут даже несмотря на объявленное уже во второй раз прекращение огня. Договоренность о нем была впервые достигнута в Москве 9 октября на переговорах главы МИД Армении Зограба Мнацаканяна и главы МИД Азербайджана Джейхуна Байрамова. Однако с 10 октября боевые действия не прекратились. Перемирие было объявлено вновь и должно было начаться 18 октября. Но не началось. В нарушении режима прекращения огня обе страны привычно обвиняют друг друга. Тем не менее воскресенье оказалось днем очередного продвижения азербайджанских войск. Оно продолжилось и в понедельник в районе Физули.
В воскресенье Эрдоган подставил под сомнение право Минской группы ОБСЕ вообще проводить какие-то миротворческие действия. Об этом он сказал, выступая в провинции Ширнак. «Минская группа ОБСЕ, состоящая из России, США и Франции, оказывает Армении всестороннюю поддержку с вооружением», – утверждал Эрдоган.
Это заявление не было прокомментировано представителями трех стран. По крайней мере в Москве не оставляют надежд восстановить утраченный статус-кво и добиться хотя бы паузы в боевых действиях дипломатическими средствами. В понедельник глава МИД РФ Сергей Лавров призвал Армению и Азербайджан воздерживаться от конфронтационной риторики и указал, что обе страны при посредничестве России могут выработать механизм прекращения огня уже в ближайшее время.
Такую же позицию, при которой ответственность за развязывание боевых действий не возлагается ни на одну из стран, а лучшим выходом из ситуации является мирная договоренность между ними, заняли как Евросоюз, так и не входящие в него европейские страны. Об этом в ходе своего визита в Москву напомнила генсек Совета Европы Мария Пейчинович-Бурич. «Обе страны взяли на себя обязательство перед нашей организацией урегулировать конфликт мирными средствами», – сказала она, выступая в МГИМО.
Евросоюз едва ли поддержит антитурецкие или антиазербайджанские санкции, считают эксперты.
«Со стороны ЕС здесь ситуация противоречивая. Действительно, Турцией недовольны и ее хотели бы наказать, за это выступила бы Франция. Однако эту инициативу неизбежно отвергнет Германия, в которой живет многочисленная турецкая диаспора. К тому же не стоит забывать, что у Эрдогана есть козырь: он может открыть границы, и тогда в Европу хлынут мигранты, чего членам ЕС, конечно, не хотелось бы», – говорит ведущий научный сотрудник Института Европы РАН Сергей Федоров. Эксперт в разговоре с «НГ» отметил, что даже в военном крыле Евросоюза не хотят обострять отношений с Анкарой. «После заседания Совбеза ООН скорее всего мы увидим лишь словесные увещевания, несмотря на жесткую риторику Эмманюэля Макрона в отношении Эрдогана», – считает Федоров.
Белый дом также не спешит отходить от позиции невмешательства в армяно-азербайджанский конфликт. На нее не повлияло и то, что война в Карабахе постепенно входит в повестку демократов, в первую очередь их левого крыла. Представитель социалистической части Демократической партии, член Палаты представителей Тулси Габбард подготовила законопроект о санкциях против Турции. В частности, США предлагается инициировать исключение этой страны из НАТО, в том числе за прямую поддержку Азербайджана. Однако сомнительно, что этот законопроект конгрессмены успеют рассмотреть до выборов 3 ноября. Кроме того, благосклонную к Армении позицию занимает даже не вся демократическая фракция нижней палаты Конгресса.
Таким образом, перед заседанием Совбеза не было свидетельств того, что даже страны – сопредседатели Минской группы ОБСЕ могут оказать давление на одну из сторон.