Меркель и Макрон готовы на любые трудные переговоры. Фото Reuters
В режиме видеоконференции в четверг вечером начался двухдневный саммит Евросоюза. Главное, что пытаются сделать ведущие страны Европы, – подавить «бунт», который подняли Венгрия и Польша. Будапешт и Варшава готовы заблокировать принятие антикризисного бюджета ЕС, если финансирование будет выделяться исходя из принципов, соблюдаются ли в той или иной стране-члене демократические принципы.
Еще две недели назад предполагалось, что саммит ЕС будет посвящен текущим вопросам. В первую очередь – пандемии и мерам борьбы с ней. Не исключалась также возможность обсуждения санкций против Белоруссии и ситуации вокруг Нагорного Карабаха. Оба вопроса относятся в ЕС к числу технических. Большинство стран Евросоюза соглашаются с тем, что санкции против Александра Лукашенко и его чиновников надо так или иначе вводить. «Турецкий вопрос», с которым было попытался связать эти санкции Кипр, отложен до декабрьского саммита. На нем будут решать, как воздействовать на президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана. Что касается Карабаха, то тут ЕС изначально находился на вторых ролях. Сопредседателями Минской группы ОБСЕ, которую ООН уполномочил заниматься вопросами разрешения армяно-азербайджанского конфликта, являются Россия, США и Франция. Соответственно в Брюсселе молчаливо согласились предоставить войну в Карабахе заботе французского президента Эмманюэля Макрона.
И вот все испортил «бунт» Венгрии и Польши. На заседании постоянных представителей стран ЕС они наложили вето на проект бюджета Евросоюза на 2021–2027 годы и создание фонда помощи национальным экономикам, пострадавшим от пандемии в размере 750 млрд евро. Пропал плод многомесячных трудных согласований, проводившихся при деятельном участии лидеров Германии и Франции. Оказалось, что Венгрию и Польшу не устраивает оговорка в документе о бюджете, которую многие европейские политики считали не более чем технической. Она предусматривает, что при выделении денег на борьбу с коронавирусом будет учитываться и то, как та или иная страна соблюдает принципы «верховенства права».
Оговорку в Венгрии расценили как попытку наказать ее за отказ принять беженцев с Ближнего Востока. «Любой, кто защищает свои границы и защищает свою страну от миграции, больше не может считаться с пониманием принципа верховенства закона, которое есть в Брюсселе», – говорится в заявлении венгерского премьер-министра Виктора Орбана. Он заверил сограждан, что не позволит использовать пандемию для шантажа своей страны.
В Варшаве, в свою очередь, действия Брюсселя расценили как попытку помешать правящей в Польше партии «Закон и справедливость» (ЗиС) проводить ту политику, которую она считает нужной. В стране сейчас идут массовые протесты против ряда законов – в частности, о запрете абортов и о судебной реформе. Требования протестующих находят поддержку в Брюсселе, где мягко советуют руководству Польши пересмотреть свою политику. Оговорка о верховенстве права была расценена ЗиС как намерение руководства ЕС перейти от увещеваний к жесткому давлению.
В среду премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий заявил, что «европейская олигархия» пытается запугать более слабых членов ЕС. Польский министр юстиции Збигнев Зебро был еще более категоричен, обвинив Евросоюз в попытке «экономической колонизации» его страны. Схожие заявления делались и в Венгрии. Таким образом, непосредственно перед саммитом обе мятежные страны давали понять: на уступки они не пойдут. Уговорами Венгрии и Польши занялись Макрон и канцлер Германии Ангела Меркель. Последняя переговорила и с Орбаном, и с Моравецким. Меркель заранее предупредила, что переговоры будут «чрезвычайно трудными». В любом случае дискуссии ЕС с Венгрией и Польшей будут «игрой в одни ворота». Евросоюз, и в первую очередь Германия и Франция, станут увещевать две страны. А ответных уступок, касающихся фундаментальных европейских ценностей, быть не может, предупредил перед саммитом премьер-министр Нидерландов Марк Рютте. Он выразил не только свое мнение, но и позицию стран – основных доноров бюджета ЕС. Это европейские экономические «середнячки», такие как Нидерланды, Бельгия, Дания, где перспектива раскошелиться на помощь небогатым государствам Европы избирателей не очень радует. Если же в тех же Нидерландах решат, что Рютте дал добро на финансирование недемократического режима, это может стоить ему премьерского кресла.
комментарии(0)