Фото Reuters
Саудовская Аравия стала местом обсуждения дальнейшего противодействия иранской политике в эпоху Джозефа Байдена. По крайней мере это следует из неофициальных сообщений о состоявшейся поездке премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху и директора МОССАД Йоси Коэна в королевство в тот момент, когда там находился с визитом госсекретарь Майкл Помпео. В Эр-Рияде публично говорят о готовности принять участие в создании новой формулы договоренностей с иранским руководством, однако выдвигают для этого заведомо невыполнимые условия.
Несмотря на то что визит израильской делегации в Саудовскую Аравию должен был быть строго засекречен, его детали просочились в СМИ. Армейское радио «Галей ЦАХАЛ» уточнило, что высокопоставленные гости находились в арабской стране более четырех часов. За это время Нетаньяху и Коэн успели встретиться не только с шефом американской дипломатии, но и с кронпринцем Мухаммедом бин Сальманом. Согласно информации специальных порталов, которые позволяют отслеживать перемещение гражданской авиации, частный самолет премьер-министра покинул Тель-Авив и отправился в город Неом, находящийся на побережье Красного моря. В офисе Нетаньяху информацию не подтверждают, но и не опровергают.
В официальных сообщениях Госдепартамента США говорится исключительно о контактах между Помпео и кронпринцем Мухаммедом. «Они обсудили необходимость единства Персидского залива для противодействия агрессивному поведению Ирана в регионе и необходимость достижения политического решения конфликта в Йемене», – говорится в заявлении, которое было распространено пресс-службой американского дипломатического ведомства. Отмечается, что во время встречи стороны упомянули о прочном двустороннем партнерстве в сфере безопасности и экономики, а также отметили прогресс, достигнутый в рамках стратегического диалога между Вашингтоном и Эр-Риядом. О контактах с Нетаньяху не говорится ничего.
Опасения по поводу иранской политики растут в связи с предстоящим транзитом власти в Вашингтоне. В рамках избирательной кампании Байден допускал начало переговоров с Тегераном о новой версии Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) – договора который был подписан Ираном, Россией, Британией, Китаем, США, Францией и Германией в 2015 году, но в одностороннем порядке расторгнут Дональдом Трампом. Против «реставрации» «ядерной сделки» высказались большинство союзников США на Ближнем Востоке. Выступая в минувшие выходные на государственной церемонии, посвященной 47-й годовщине смерти первого израильского премьера Давида Бен-Гуриона, Нетаньяху назвал недопустимым возвращение к СВПД.
«Мы должны придерживаться бескомпромиссной политики недопущения разработки Ираном ядерного оружия, – заявил глава израильского правительства. – Благодаря нашей решительной позиции, направленной против создания Ираном ядерного оружия, а также нашей оппозиции ядерному соглашению с Ираном многие арабские страны коренным образом изменили свое отношение к Израилю». Нетаньяху имел в виду процесс восстановления дипломатических отношений с арабским миром. После того как нормализовать связи с еврейским государством согласились Эмираты, Бахрейн и Судан, многие ожидали, что следующей станет Саудовская Аравия: «иранская угроза» уже неформально сблизила ее с израильтянами.
В Саудовской Аравии менее категорично комментируют перспективу возвращения США к СВПД, однако выдвигают жесткие условия. Так, глава МИД королевства Фейсал бин Фархан Аль Сауд заявил накануне в интервью CNBC: «Мне бы хотелось, чтобы такая будущая договоренность называлась «СВПД++» и предусматривала выработку подхода к ядерной программе и враждебной деятельности Ирана». По его оценкам, Эр-Рияду следует «стать партнером в дискуссиях», если избранный президент США захочет вернуться к диалогу с иранским руководством. Глава саудовской дипломатии при этом повторил давние обвинения в адрес Исламской Республики в «стремлении диктовать свою волю в регионе и экспортировать революцию» в ближневосточные государства.
Министр обратил внимание на то, что Иран приступил к поэтапной приостановке своих обязательств в рамках СВПД, которые касаются обогащения урана и исследовательской деятельности. «Это показывает, насколько легко они могут в любой момент продвинуться вперед со своей ядерной программой», – предупредил Фейсал бин Фархан.
Однако в развитии военного атома подозревают и саму Саудовскую Аравию. Так, со ссылкой на информированные источники, издание Wall Street Journal в этом году сообщало, что королевство при помощи двух компаний из Китая строит на своей территории предприятие по производству концентрата, получаемого в процессе обработки урановой руды. Это заставило говорить о том, что Эр-Рияд оставляет в силе возможность получения оружия массового уничтожения.
В разговоре с «НГ» консультант ПИР-Центра Юлия Свешникова отметила, что Иран смотрит с умеренным оптимизмом на победу Байдена, однако внутригосударственные дискуссии свидетельствуют: Исламская Республика с подозрением относится к тому, что может предложить его команда. «Несмотря на то что даже консервативные фракции в Иране могут высказываться в поддержку переговоров и возвращения США к СВПД, в следующем году должны пройти иранские президентские выборы», – обращает внимание эксперт. Вполне возможно, что на этом фоне консервативные фракции в Иране будут оттягивать переговоры, чтобы это не вписали в кредит уходящей администрации президента Хасана Рухани, заключает Свешникова.
комментарии(0)