Индийская диаспора напомнила Лондону о тяготах крестьян на своей родине. Фото Reuters
Тысячи представителей индийской диаспоры вышли к посольству своей страны в Лондоне и заблокировали движение транспорта в центре города. Причиной стали отнюдь не действия Даунинг-стрит, а внутренняя политика Дели. Демонстранты решили поддержать своих родственников в протесте против законов о либерализации сельскохозяйственного рынка, которые грозят ударить по интересам и так небогатых индийских аграриев. Полиция Лондона арестовала 13 человек за нарушение карантина. В Индии же очередные акции протеста запланированы на 8 декабря.
Масштабы события для Лондона весьма весомы, однако в сравнении с бурными процессами в Индии они кажутся локальными.
Фермеры Индии протестуют уже почти три месяца против трех законов, формально имеющих целью упростить торговлю продуктами для аграриев, но на самом деле грозящих им, по мнению оппозиции и крестьян, разорением и подчинением сельского хозяйства крупным корпорациям. Призывы о создании совместной комиссии властей и сельскохозяйственных рабочих не поддерживаются лидерами протестующих. Конструктивного диалога с Дели у крестьян пока не получается.
Демонстрации набирали рекордное число участников. Как утверждает Би-би-си, к 3 декабря более 100 тыс. протестующих блокировали подъезды к Нью-Дели. Они продолжают отстаивать свои интересы и намерены добиться отмены «антифермерских законов».
Они были приняты в сентябре и предполагают расширение прямых контактов между сельскохозяйственными работниками и крупными фирмами – покупателями их продукции без посредников. Кроме того, предполагается выдача субсидий крестьянам.
Однако в индийских реалиях не все так просто, и трудно однозначно предсказать, как в стране, где многое решают неформальные связи между людьми, заработает свободный рынок при наличии гигантского сектора люмпенизированного сельского хозяйства. По данным Министерства торговли и промышленности Индии, в аграрном секторе заняты 58% граждан, при этом он составляет всего 15% от ВВП страны.
С одной стороны, устоявшиеся порядки гарантируют беднейшим индийцам какую-никакую жизнь, а с другой – мешают модернизации. А растущее население приводит к снижению и без того небольших земельных наделов. С этой дилеммой российские крестьяне столкнулись еще в конце XIX века. А в огромной по населению и меньшей по территории Индии подвинуть такую глыбу еще тяжелее.
Далеко не у всех посредничество ассоциируется с чем-то плохим, отмечает Reuters. Посредники помогают сортировать товар, дают взаймы денег продавцам, например для организации свадьбы. Но главное, чего боятся протестующие крестьяне, – это ликвидации минимальных гарантированных закупочных цен. В законе о них прямо ничего не сказано, что порождает страхи по поводу того, что этот минимум, гарантирующий сносный доход продавцу, может быть ликвидирован.
Аналитики считают, что время для проведения реформ выбрано неудачно: пандемия вносит в ситуацию дополнительную смуту. К тому же в стране до сих пор относительно слабо развита промышленность. То есть широкой альтернативы для занятости нет: разорившемуся крестьянину не так-то легко устроиться на тот же завод.
«Подтверждений того, что минимальные гарантированные закупочные цены будут ликвидированы, пока нет. Но очевидно, что крестьяне опасаются конкуренции и того, что она может обернуться для них негативными последствиями. В целом население сочувствует протестующим, поскольку почти у каждого индийца есть родственник в деревне, к судьбе которого он небезразличен», – говорит научный сотрудник Центра индийских исследований Института востоковедения РАН Сергей Рабей.
Эксперт в разговоре с «НГ» отметил, что протестное движение в Индии за последние годы приобретает все более масштабный характер. Вместе с тем Рабей считает, что у правительства Нарендры Моди и его партии «Бхаратия джаната парти» достаточно высокий рейтинг в стране, поэтому, невзирая на сопротивление, власть способна провести даже столь противоречивые реформы.
комментарии(0)