Фото Reuters
В Сочи прошли переговоры главы МИД РФ Сергея Лаврова с его турецким коллегой Мевлютом Чавушоглу. По их итогам было констатировано, что отношения двух стран имеют стратегический характер вопреки санкциям Запада.
Впрочем, тень российско-турецких разногласий, в первую очередь, по Карабаху, была видна даже на брифинге после переговоров. Лавров заговорил об иностранных наемниках, а Чавушоглу – о совместном Центре по мониторингу контроля за режимом прекращения огня. По турецкому пониманию вопроса, он должен находиться на территории Карабаха, с чем не согласны в России.
В Сочи Чавушоглу прилетел для участия в восьмом заседании Совместной группы стратегического планирования, которое, по идее, должно предварять встречу российского-турецкого Совета сотрудничества высшего уровня – мероприятия, проводимого под председательством президентов двух стран. Лавров, однако, заметил, что Совет пройдет «как только позволят обстоятельства» - то есть, похоже, что не в ближайшее время.
Тем не менее, встреча Реджепа Тайипа Эрдогана и Владимира Путина состоится. Чавушоглу заверил, что визит российского лидера в Турцию ожидается в следующем году. Можно предположить, что круг тем обсуждения двух лидеров будет в целом таким же, как на встрече Лаврова с его турецким коллегой, и обязательно включит в себя ситуацию в Ливии, Сирии и особенно в Карабахе. Две страны – партнеры и соперники по отношению друг к другу в этих регионах. Эту ситуацию, похоже, не изменит и общая проблема: Россия и Турция находятся под санкционным давлением со стороны ЕС и США, причем, есть все основания считать, что оно будет в ближайшее время усилено.
О санкциях говорил на брифинге Лавров. Он отметил, что обе страны координируют продвижение своих интересов и «тем самым вызывают недовольство на Западе», который применяет методы «недобросовестной конкуренции». Лавров явно имел в виду санкции, введенные против Турции со стороны США за покупку российских комплексов С-400. «Отношения между РФ и Турцией самоценны и самодостаточны. Они не зависят от чьих-то агрессивных, недружественных действий, не зависят от чьих бы то ни было прихотей. Наши отношения обрели стратегическое значение задолго до того, как Запад стал грозить и вводить свои нелегитимные односторонние санкции», - сказал он.
Говоря о Карабахе, Чавушоглу, в свою очередь, выразил надежду на скорейшее создание российско-турецкого Центра по мониторингу контроля за режимом прекращения огня. О нем было упомянуто в соглашении об остановке боевых действий. Тем не менее, его не создали до сих пор. Армения и Россия считают, что турецкие военные не должны находиться в Карабахе - ни в южной его части, занятой Азербайджаном, ни уж тем более на территории Нагорно-Карабахской республики. В Турции на этот счет высказывалось иное мнение. Каких-либо подробностей о характере работы Центра Чавушоглу не сообщил, отметив лишь, что его страна хочет «нормализовать отношения с Арменией».
Щекотливый вопрос двусторонних контактов затронул и Лавров. «Наше общее мнение заключается также в том, что не должна ситуация в Нагорном Карабахе использоваться для попыток проникновения иностранных наемников в этот регион. Здесь у нас с турецкими коллегами абсолютно единые позиции», - сказал он. Напомним, что во время боевых действий не было недостатка в сообщениях об участии в войне на стороне Азербайджана сирийцев из протурецких формирований. Анкара факт присутствия своих прокси в Карабахе официально отрицает. В любом случае, заявление Лаврова свидетельствует о том, что, как минимум, Москва не считает допустимым повторение там опыта Сирии и Ливии, где действуют лояльные Турции группировки, состоящие из арабов.
комментарии(0)