Последствия исламизации молодежи сейчас стали беспокоить общественность больше. Фото Depositphotos/PhotoXPress.ru
В Национальном собрании (нижняя палата парламента) Франции началось обсуждение проекта закона «Об усилении республиканских принципов», главная цель которого – борьба с политическим исламом. Он предполагает более строгий надзор над отправлением религиозных культов. Уличенные в радикализме иностранные имамы могут быть высланы из страны, часть мечетей рискуют оказаться закрытыми, будут запрещены проверки на невинность. Также органы правопорядка станут пристально следить за настроениями в социальных сетях. Мусульманское сообщество разделилось во мнениях о намерениях французского правительства. Также законопроект ждет критика как правых, так и левых сил, однако скорее всего его утвердят. Важнее другое: сумеет ли Елисейский дворец добиться создания национального секулярного ислама и снижения радикализма, когда мусульманская молодежь ставит религию выше республики.
Законопроект, инициатором которого является президент Франции Эмманюэль Макрон, представил в Национальном собрании министр внутренних дел Жеральд Дарманен. Он подчеркнул, что целью документа является защита мусульман от влияния исламистских групп, а не борьба с религией. Обсуждать законопроект планируют примерно две недели.
Дело не только в том, что ислам должен стать светским, но и в том, чтобы оградить мусульман от влияния иностранных имамов. Это, по сути, синонимично, поскольку именно приезжие священнослужители обычно имеют более радикальные взгляды и зачастую даже не знают французской культуры и уж тем более языка. Газета Monde отмечает, что к 2024 году правительство намерено покончить с «командированными имамами». На родину вернется 150 служителей культа из Турции, 120 – из Алжира и 30 – из Марокко. Париж намерен сделать ставку на собственные кадры. Помимо этого религиозные учреждения будут обязаны уведомлять органы о финансировании из-за рубежа, если оно превышает 10 тыс. евро. Вследствие этого иностранные имамы относятся к инициативам правительства куда менее терпимо, нежели отечественные отправители культов.
Другие структурные изменения, которые хотят провести власти, касаются обязательного обучения в школах детей с трех лет (многие мусульманские семьи предпочитали отдавать на обучение в неофициальные религиозные школы), контроля за высказываниями в социальных сетях (эту поправку окрестили «Законом Пати» по имени убитого учителя Самюэля Пати) и более строгого контроля за религиозными учреждениями, которые в случае нарушений станет легче закрывать.
Более детальные меры, которые освещают СМИ: лишение столовых конфессиональных меню, запрет на раздельное купание в бассейнах и, конечно, запрет врачам на выдачу сертификатов о девственности. Последние запрашивают обычно для того, чтобы удостовериться в «чистоте» девушки перед вступлением в брак. Согласие на проведение подобных процедур теперь будут грозить врачам штрафом в 15 тыс. евро и даже годом тюремного заключения.
До Макрона политический ислам тоже пытались урегулировать, однако в целом такие попытки заканчивались ничем. Это неудивительно с учетом того, что, по данным социологической службы IFOP, 74% молодых мусульман считают исламские ценности важнее ценностей республиканских. Впрочем, в целом общественное мнение на стороне Елисейского дворца. Похоже, французы осознали, что дальнейшая исламизация общества грозит катаклизмами.
«Возражения, конечно, имеются и еще будут высказаны. Крайне левые обвинят власти в притеснении мусульман, а крайне правые, наоборот, будут настаивать на более жестких мерах, учитывая, что Париж уже отказался от ряда прямых указаний на ислам в законе. Но законопроект скорее всего утвержден будет. Причем отмечу, что часть мусульман восприняли инициативу Елисейского дворца адекватно», – сказал «НГ» ведущий научный сотрудник Института Европы РАН Сергей Федоров.
Хотя одного лишь принятия закона будет мало, однако шансов на успешные реформы у Макрона все-таки больше, чем у его предшественников, считает эксперт. Очевиден общественный запрос на безопасность. К тому же история Франции уже знает примеры, когда министрами становились политики марокканского и алжирского происхождения. Тем не менее задача достичь секуляризации ислама потребует десятилетий.
«Начинать нужно со школ. Даже сейчас большинство выходцев из Северной Африки, судя по исследованиям, не могут рассчитывать на социальные лифты. Цель Макрона грандиозна, но на возможность приближения к ней есть причины смотреть с умеренным оптимизмом», – считает Федоров.
комментарии(0)