Для супругов Макрон, равно как и для Кристалины Георгиевой, судьба Африки не безразлична. Фото Reuters
Президент Пятой республики Эмманюэль Макрон во вторник принял лидеров ряда африканских стран, а также представителей стран Запада и международных финансовых институтов, включая директора-распорядителя Международного валютного фонда (МВФ) Кристалину Георгиеву. Разговор логично зашел о долговой проблеме африканских стран, экономика которых пострадала от COVID-19. Списание долгов было бы не совсем выгодно самим должникам, поскольку может лишить их возможности получить потенциальный кредит. А вот снизить процент по долгам в два раза африканцы очень хотели бы, равно как и получить новые инвестиции.
За день до саммита Макрон обсудил с африканскими коллегами вопрос о помощи Судану. Пятая республика приняла решение простить стране, испытывающей трудности, 5 млрд долл. Помимо этого США, Британия и ряд других западных стран согласились погасить задолженность Судана перед МВФ. Но пока неясно, на каких условиях. Судану еще предстоит погасить 38 млрд долл. долгов по двусторонним кредитам и 6 млрд по частным инвестициям.
Новых подарков такого рода и российской щедрости кредиторов ожидать не приходится. В апреле прошлого года министры финансов «большой двадцатки» уже приняли решение приостановить выплаты долгов развивающихся стран, в том числе 40 африканских, до 2021 года. Возможно, это решение удастся продлить. Впрочем, фундаментально проблему долгов это, конечно, не ликвидирует. Африканцам в любом случае придется искать деньги на погашение долгов.
Но было бы очень кстати, если бы им удалось платить по этим долгам меньше процентов. С таких позиций выступил президент Западноафриканского банка развития (BOAD) Серж Экуэ. Он заявил, что продление сроков выплат необходимо, но важнее был бы шаг по снижению ставок по долгам. Если бы их снизили с 6 до 3%, то африканским странам было бы намного легче выполнить свои обязательства.
Но и этого будет недостаточно. Дело в том, что, по информации МВФ, в Африку требуется инвестировать еще как минимум 290 млрд долл., чтобы дефицит финансов не стал угрожать экономическому росту региона.
«Ситуация сейчас несколько иная, чем в 1980 году, когда африканские страны тоже испытывали трудности с выплатами из-за снижения цен на экспортируемые товары. Суммарные долги континента, а их объем превышает 700 млрд долл., стали сложнее, стало больше частных кредиторов, с которыми тяжелее договориться. Примерно 84 млрд долл. – это задолженность перед МВФ и Всемирным банком; КНР и китайскому частному бизнесу– 146 млрд долл. МВФ советует не иметь долгов больше 60% от ВВП, но сейчас эта цифра достигает 67% в среднем по Африке. 120% от ВВП у Замбии, которая осенью объявила дефолт, у Анголы еще больше, у Конго – 105% от ВВП. Даже странам с относительно устойчивыми экономиками – Гане и Кении – во время пандемии пришлось брать деньги в долг», – пояснил «НГ» автор Telegram-канала о Черной Африке Zangaro Today Алексей Целунов.
Прощение долгов Судану эксперт назвал скорее исключением, которое вряд ли коснется остальных стран. «В Судане инфляция превышает 300%, не хватает как топлива, так и продовольствия. Ситуация особая даже по меркам африканской страны»,– говорит он.
Целунов отметил, что нарастающее влияние Франции и организация под ее руководством встреч по решению африканских проблем связаны с уходом из Африки США при Дональде Трампе.
«Париж занял образовавшийся вакуум. Но попытки Франции стать влиятельнее в Африке выглядят противоречиво. Елисейский дворец зачастую склонен поддерживать автократичные режимы, что можно видеть на примере Чада, и предпочитает жесткие формы борьбы с джихадизмом без переговоров. Однако режимы, поддерживаемые Парижем, практикуют внесудебные расправы и в целом соблюдают права человека не больше исламистов. Политиков, ориентированных на Францию, недолюбливают, на континенте сильны антифранцузские настроения», – заключил эксперт.
комментарии(0)