Индийский истребитель на страже родных рубежей в Гималаях. Фото Reuters
Как только высоко в Гималаях начал таять снег, Китай и Индия стали посылать больше патрулей для разведки, расширять ходы сообщения, строить укрепления. В прошлом году тысячи солдат противостояли друг другу вдоль линии фактического контроля (ЛФК), заменяющей границу длиной 3448 км. Как говорят в Дели, разъединение войск произошло, но деэскалации не было. Поскольку ЛФК не обозначена, столкновения без применения оружия порой вспыхивают из-за участков длиной 100–200 м. Аналитики не исключают нового конфликта, хотя Москва и Вашингтон стараются его предотвратить.
Рукопашная схватка между соседями, обладающими ядерным оружием, завязалась в прошлом году в долине Галван. Погибли 20 индийских и 4 китайских солдата. Переговоры между дипломатами и военными обеих стран, проходившие в том числе в России, позволили заморозить спор. Командующий индийскими сухопутными войсками генерал Манодж Мукунд Нараване говорит, что обе стороны соблюдают условия разъединения, но разрядки не произошло. Индия по-прежнему держит 50–60 тыс. солдат вдоль линии фактического контроля.
Зима, когда температура падает до минус 40 градусов, служит как бы естественным миротворцем. Военачальники откладывают разведывательные операции и переброску частей и подразделений. А теперь, когда в долины горной системы Каракорум пришло лето, по дорогам снова курсируют машины, груженные продовольствием, боеприпасами – словом, всем, что необходимо солдату. А индийское правительство одобрило предложение по прокладке туннеля длиной 300 км и новых объектов, в которых солдат можно будет размещать зимой.
Не сидит сложа руки и китайское командование. Оно создало новую систему ПВО, в которую входят части, дислоцированные в Тибете и Синьцзяне. В регион также доставлены самоходные минометы, пусковые установки ракет с большим боезарядом.
Возможность нового витка противоборства беспокоит ведущие мировые державы. В беседе с «НГ» Винай Шукла, редактор-консультант журнала India Strategic, отметил, что в Индии изучили высказывания президента РФ Владимира Путина на пресс-конференции в Петербурге о пограничном споре между Индией и Пакистаном. Он назвал лидеров Индии и Китая Нарендру Моди и Си Цзиньпина ответственными людьми, которые могут найти решение любой сложной проблемы. Причем, по словам Шуклы, Путин – это единственный из нынешних руководителей государств, который в случае экстренной необходимости может быстро связаться с Си Цзиньпином и переговорить с ним. Так что у Кремля теоретически есть возможность позитивно повлиять на ситуацию.
«Путин, – продолжил эксперт, – также указал, что в спор не должна вмешиваться внешняя сила. Это важная мысль. Но нужно иметь в виду, что Дели четко отстаивает независимую линию во внешней политике. И спорные вопросы с соседними государствами старается решать без посредников, на двусторонней основе».
В этой связи Дэниэл Марки, старший научный сотрудник в Школе международных исследований Джонса Хопкинса, напоминает, что администрации США, сменявшие друг друга, пытались «взрастить» более тесные отношения с Индией, с тем чтобы она могла уверенней противостоять Китаю. Ныне, после того как президент Джозеф Байден заявил, что американо-китайские отношения вступили в фазу «экстремальной конкуренции», важность Индии для США еще больше возросла. Но в то же время увеличился и риск конфронтации между Индией и Китаем.
Этот конфликт чреват опасностью того, что в него может быть втянута Америка. Кроме того, он способен подорвать развитие региона и привести к тяжелым последствиям гуманитарного характера. Стоит пояснить, что Марки работает на структуру, входящую в Центр превентивных акций. Центр разрабатывает рекомендации по внешней политике для Вашингтона. Из текста доклада следует, что США тоже пытаются предотвратить потенциальную войну между Индией и Китаем.
комментарии(0)