0
9723
Газета В мире Интернет-версия

27.04.2023 18:02:00

Эрдоган прочувствовал потенциал сближения с Россией раньше многих

Мусульмане Турции и РФ вместе отстаивают цивилизационное своеобразие своих стран

Тэги: дум, духовное управление мусульман, дамир мухетдинов, интервью, ислам, исламские ценности, турция, реджеп тайип эрдоган


дум, духовное управление мусульман, дамир мухетдинов, интервью, ислам, исламские ценности, турция, реджеп тайип эрдоган Глава Турции Реджеп Тайип Эрдоган в 2015 году участвовал в открытии в Москве Соборной мечети и пообщался с председателем Совета муфтиев России Равилем Гайнутдином. Фото с сайта www.tccb.gov.tr

В Турции 14 мая предстоят выборы главы государства. Действующий президент страны Реджеп Тайип Эрдоган – лидер предвыборной гонки. За тем, как республика готовится ко всеобщему волеизъявлению, следят не только граждане этой страны, но и мусульмане по всему миру, в том числе в России. Мало того что Анкара выступает важным партнером Москвы на международной арене, лично президент Эрдоган, а также государственные и общественные организации Турции находятся в тесном взаимодействии с российской уммой. О том, почему так происходит и каким видится отечественным последователям ислама развитие отношений обеих стран, корреспондент «НГ» Денис ПИСАРЕВ поговорил с первым заместителем председателя Духовного управления мусульман Российской Федерации (ДУМ РФ) Дамиром МУХЕТДИНОВЫМ.

Дамир-хазрат, можно ли сказать, что Турция – основной партнер российской мусульманской общины? В какой мере развиты отношения между мусульманами обеих стран?

– Правильнее было бы сказать: не партнер, а братская страна. У нас очень серьезные связи практически во всех областях – от религии, науки и культуры до бизнеса. Да, между странами выстроена многомиллиардная система экономического сотрудничества, в которой наши единоверцы играют важную роль. Более того, российские мусульмане всегда выступали за геополитическое сближение двух государств, даже когда это казалось почти фантастикой. В качестве яркого примера приведу богослова Исмаила Гаспринского (1851–1914) и его доктрину «Русско-восточное соглашение». Мы в Духовном управлении мусульман РФ считаем идеи великого просветителя очень здравыми, нужными и полезными не только мусульманам, но вообще российской государственности, и развивали их на протяжении десятилетий. Сейчас, глядя на глубину взаимовыгодного партнерства Москвы и Анкары, все удивляются, как мы были правы. Ведь как бы осложнилась ситуация для России, если бы Турция включилась в западный санкционный пояс. А было время, когда, наверное, мы одни и работали на сближение, выстраивая мост между странами, так как это на пользу России и ее мусульманской общине. Нами двигали патриотизм и наша вера.

Чем объясняются особые отношения мусульман обеих стран?

– Это целая совокупность факторов. Начиная с того, что и предки тюрков-мусульман современной России, и ранние османы в плане духовной традиции очень тесно связаны со Средней Азией и ее религиозными школами и суфийскими орденами. Этика и ценности наших предков во многом восходят к единому источнику в лице великих суфийских мыслителей Ясави, Накшбанда и других. Большинство мусульман России принадлежат ханафитскому мазхабу (правовой школе) и матуридизму (вероучительной школе), как и в Турции. Естественно, нас связывает и этническое родство, ведь большинство мусульман России – тюрки, как и турецкая нация. Мы понимаем друг друга без переводчика. Но тюркский фактор у нас исторически принято гипертрофировать, объясняя все пантюркизмом и не обращая внимания на цивилизационное родство, о котором я сказал выше. Российские кавказцы тоже имеют особые связи с Турцией в силу истории, географической близости и т.д.

Мы близки и в отношении институционального устройства религиозной жизни. Система Оренбургского магометанского духовного собрания была скопирована Екатериной II во многом с османской системы миллетов. Сегодня эта система продолжает действовать и в Турции, и в России с поправкой на правовые трансформации в связи с переходом от монархической к демократической форме правления.

И в республиканском периоде Турции тоже есть то, что нас объединяет. Такие знаковые для татар и башкир фигуры, как Гаяз Исхаки, Садри Максуди, Юсуф Акчура, Заки Валиди, внесли огромный вклад в развитие современной Турции. Некоторые содействовали самому основателю Турецкой Республики Мустафе Кемалю Ататюрку. Они похоронены в Стамбуле. Их имена чтят, как и на родине.

И сегодня тысячи российских мусульман живут и работают в Турции, тысячи турок – в России. Они взаимно духовно окормляются в наших мечетях, чувствуя нашу общность.

Партнерство российских исламских организаций ограничивается Диянетом – управлением по делам религии или охватывает и другие структуры Турецкой Республики?

– Диянет под руководством уважаемого доктора Али Эрбаша, безусловно, один из ближайших и якорных наших партнеров за рубежом и хороший пример того, как следует выстраивать работу религиозных институтов и духовенства в современных светских обществах. В 2022 году в России отмечалось 1100-летие официального принятия ислама народами Волжской Булгарии, и на заключительном мероприятии юбилейного года – XVIII Международном мусульманском форуме – Управление по делам религии Турецкой Республики наряду с базирующейся в Тегеране Всемирной ассоциацией исламского единства стало одним из двух основных партнеров-соорганизаторов. Мысль Гаспринского о союзе евразийских держав – российской, турецкой и персидской – обрела вот такое воплощение.

Но мы также активно работаем с университетами, научно-исследовательскими, культурными, благотворительными структурами. К слову, во время ликвидации последствий страшнейшего землетрясения на юге Турции в феврале с.г. работающий при ДУМ РФ фонд «Закят» направлял помощь во взаимодействии с официальными органами Турции.

В каких областях это партнерство наиболее значимо?

– Для меня как человека, предметно занимающегося творческим наследием российских мусульманских теологов, очень важно сотрудничество именно в научной сфере. Несмотря на политику лаицизма в течение ХХ века, в Турции не произошел сопоставимый с российским опытом разрыв с духовной традицией и религиозной ученостью. И в круг интересов турецких ученых попадали не только собственно турецкие мыслители и их произведения, но и представители других государств. К примеру, мы сегодня интенсивно работаем над возрождением наследия Мусы Бигиева, а в Турции диссертации по его творчеству начали защищаться еще в 80-е годы прошлого столетия. Крупнейшим специалистом по творчеству Бигиева является доктор Мехмет Гёрмез – экс-председатель Управления по делам религии, исламовед с мировым именем. И сегодня в Турции бигиеведов едва ли не больше, чем у нас в России. В целом эпистолярное наследие наших теологов, историков, идеологов, хранящееся в библиотеках и архивах Турции, изучено лишь в малой степени, и эти лакуны нужно восполнять.

На том же форуме муфтий Равиль Гайнутдин (председатель ДУМ РФ. – «НГ») и доктор Али Эрбаш презентовали восьмитомный труд на русском языке, посвященный хадисам. Издание – продукт научного сотрудничества наших организаций, и далеко не первый. Я вижу большой потенциал именно в таком партнерстве, потому что политическая конъюнктура – вещь очень переменчивая, а книга и мысль остаются в веках, и они на уровне идей и смыслов связывают и сближают народы.

Какую роль в этих взаимоотношениях играет президент Реджеп Тайип Эрдоган?

– Сегодня Россия интересна всему исламскому миру. Но именно Эрдоган прочувствовал геополитический потенциал сближения с Россией раньше многих. Придя к власти почти одновременно с Владимиром Путиным, он сразу же заложил курс на сближение с Россией.

Начиналось все с экономики. Очевидно, что добрососедское партнерство выгодно, а вражда противоестественна. Но требовалась серьезная политическая воля двух лидеров, чтобы преодолеть прежнюю инерцию.

Для России Турция в XXI веке стала одним из ближайших друзей. И это касается не только элиты и политики-экономики. Речь о миллионах простых россиян. Спросите, кто друг Москвы в мире, и наверняка они назовут Турцию в первой тройке.

Можно ли говорить, что турецкий президент испытывает особый интерес к российским мусульманам? В чем это выражается?

– Одной из знаковых точек российско-турецкого сотрудничества стало открытие нового здания Московской Соборной мечети в 2015 году, во время которого Путин и Эрдоган в унисон продемонстрировали дружбу двух стран. Этот символ много лет закладывался и реализован нашим муфтием Гайнутдином. Эрдоган всегда понимал огромную роль мусульманского сообщества России как моста между странами. Но это же утверждение на самом деле работает и в отношении многих других исламских политиков. Для них мусульманское сообщество – это некая понятная точка входа в такую далекую и экзотичную в их понимании страну, как Россия, как шлюз, помогающий сбалансировать восприятие страны и ее культуры.

Сложно сказать, о чем конкретно думает и как размышляет господин Эрдоган, но вот в разговорах с турецкими интеллектуалами не раз приходилось слышать искреннее уважение к российским мусульманам как общности, обладающей своим собственным цивилизационным наследием, которое сохраняется в условиях поликультурной светской державы по сей день.

Как и Путин, Эрдоган поставил точку в политике западноцентризма и взял курс на то, что страна и ее нация должны оставаться такими, какие они есть, не пытаясь подстроиться под западные, подчас чуждые стандарты. Это, безусловно, роднит наши страны.

Усилилось ли влияние Турции на мусульманское сообщество в мире при Эрдогане?

– При Эрдогане Турция стала одной из ведущих держав исламского мира. Не в последнюю очередь благодаря многовекторной внешней политике. Эрдоган популярен в исламском мире, поскольку он явил миру новый тип политического лидера-мусульманина – харизматичного, яркого, готового поднять на щит именно исламские ценности. 


Читайте также


Украинцы оказались не совсем братским народом

Украинцы оказались не совсем братским народом

Иван Родин

Госдума и МВД инициируют очередное обострение миграционного вопроса

0
904
В докладах Путину "Единая Россия" и ЛДПР упоминают КПРФ...

В докладах Путину "Единая Россия" и ЛДПР упоминают КПРФ...

Иван Родин

Руководство Госдумы требует большей системности от партий

0
842
Школа – не для мигрантов?

Школа – не для мигрантов?

Иван Большаков 

Запрет на обучение плохо владеющих русским языком детей приведет к еще большей напряженности

0
849
Московские депутаты одобрили социально-инвестиционный бюджет мегаполиса

Московские депутаты одобрили социально-инвестиционный бюджет мегаполиса

Татьяна Астафьева

Главный финансовый документ столицы принят городской думой в трех чтениях

0
2994

Другие новости