Фото Reuters
Главными темами состоявшихся политических консультаций в Варшаве между главой дипломатии Польши Збигневом Рау и его шведским коллегой Тобиасом Билльстрёмом обозначались вхождение Швеции в НАТО и поддержка Украины. Однако резонанс вызвало обсуждение предлагаемого Еврокомиссией (ЕК) миграционного пакта, который усиленно продвигает председательствующий в ЕС Стокгольм и не принимает Варшава.
ЕК в очередной раз предложила реформу: систематизировать миграцию и предоставление убежища. В Брюсселе это называют возобновлением дискуссии, скрывая под элегантной формулировкой нерешаемость проблемы. Отправной точкой считается 2015 год – начало миграционного кризиса в ЕС. Тогда впервые предписали обязательное переселение мигрантов, но несколько стран отказались от такой установки. Польша даже попыталась схитрить: тогдашняя премьер-министр Беата Шидло выдала за мигрантов 1,5 млн украинцев, годами работающих по найму в домашних хозяйствах, на стройках и на подсобных должностях. Номер не прошел. Более того, ЕК запустила процедуры нарушения законодательства ЕС в отношении строптивых стран, в том числе Польши.
После провала принудительного переселения ЕС меняет свою миграционную политику, предполагая сотрудничество со странами происхождения мигрантов и более строгие правила предоставления убежища. Но плохо прописанные механизмы снова загнали проблему в угол. В сентябре 2020 года ЕК предложила отменить обязательные квоты по приему беженцев для стран – членов ЕС, но при этом возложила на них процедуру возвращения мигрантов в страны исхода. Этот посыл также посчитали практически нереализуемым, так как он лишал страны ЕС права отказываться от расселения мигрантов на своей территории.
В прошлый четверг в Люксембурге министры внутренних дел Евросоюза несколько часов ломали головы над реформой миграционного регулирования. Дошли только до принятия переговорной позиции, потому что Польша и Венгрия сразу же проголосовали против поддержки так называемого миграционного пакта, включающего систему «обязательной солидарности». «Принудительное переселение не решает проблему миграции, но нарушает суверенитет государств-членов. Польша не будет платить за ошибки иммиграционной политики других стран», – откликнулся в соцсетях премьер-министр Матеуш Моравецкий.
Об окончательных квотах речь пока не идет, но предварительно предусматривается переселение до 120 тыс. мигрантов в год или эквивалент в размере 22 тыс. евро на одного мигранта, если государства не хотят их размещения на своей территории. Отказ может обойтись в 40 млн евро. Однако «компенсация» уже вызвала дополнительные споры, так как у каждой страны свой показатель ВВП, а он далеко не равнозначен с остальными.
Шведы, которые председательствуют в ЕС, стремятся найти компромисс между странами-членами по этому вопросу к концу июня. Однако принципиальные разногласия по пакту прогнозируют скорее его маловероятность.
Дабы спасти от очередного провала инициативу ЕК по мигрантам, в ход пошел уже привычный в риторике еврочиновников аргумент: как разногласия использует Россия? «Швеция открывает ящик Пандоры, и эту ситуацию наблюдают президент России Владимир Путин и лидер Белоруссии Александр Лукашенко. Их цель – дестабилизация Европы. Предложение комиссии в этой форме является стимулом для контрабандистов мигрантов. Это фактически перекладывание на плечи восточноевропейского налогоплательщика ошибок, допущенных в миграционной политике странами Западной Европы», – ссылается на мнение одного из дипломатов ЕС информагентство РАР.
На пресс-конференции в понедельник Рау заметил, что в ходе консультаций обратил внимание Билльстрёма на то, «что подход, принятый Советом ЕС по вопросам правосудия и внутренних дел к так называемому пакту о миграции и предоставлении убежища, неуместен».
Тем не менее в Польше выразили готовность вернуться к переговорному процессу на саммите ЕС в конце июня.