Саммит Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) в Самарканде. Фото REUTERS
4 июля в Дели пройдет саммит Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). К этой группе, созданной в 2001 году, куда входят РФ, КНР, Казахстан, Таджикистан, Киргизия, Узбекистан, в 2017-м присоединились Индия и Пакистан. А на предстоящей сессии в нее вступит Иран. Желание стать членом ШОС выразили и другие влиятельные государства глобального Юга. Значение ШОС растет, но комментаторы задаются вопросом: почему же Индия, играющая все большую роль на мировой арене, решила обойтись без физического присутствия глав государств и правительств членов «восьмерки»?
Газета Hindu пишет, что всего за месяц до саммита МИД Индии объявил, что саммит ШОС пройдет в виртуальном формате, а не при личном присутствии участников, как планировалось.
В пресс-релизе МИДа говорилось, что председательствовать будет премьер-министр Индии Нарендра Моди. Участвовать были приглашены все лидеры государств-членов. Туркмения – постоянный приглашенный, а президенты Белоруссии, Монголии, Ирана получили приглашение участвовать как наблюдатели.
Почему произошло изменение, в заявлении не указывалось. Хотя ранее были посланы приглашения прибыть в Дели президенту РФ Владимиру Путину, председателю КНР Си Цзиньпину, премьер-министру Пакистана Шахбазу Шарифу, лидерам государств Центральной Азии. К тому же на встрече в Гоа ранее министр иностранных дел Индии Субраманьям Джайшанкар и генеральный секретарь ШОС Чжан Мин обещали успешно сотрудничать в проведении саммита.
В 2020-м саммит ШОС под председательством России был проведен виртуально из-за пандемии, но в прошлом году на встрече в Самарканде все лидеры присутствовали. Источники сказали Hindu, что главной причиной смены планов стали «трудности расписания». Дели не получил подтверждения от некоторых лидеров, включая Китай и Пакистан. К тому же боевые действия в Украине могли бросить тень на участие Путина. Да и сам Моди был чрезвычайно загружен поездками за рубеж. Он побывал с государственным визитом в США (19–24 июня) и планировал отправиться в Париж, где 14 июля должен пройти парад.
Другое затруднение – незавершенность строительства здания для проведения саммита на площади Pragati Maidan. Тем не менее, подчеркнул МИД страны, Индия остается верной обязательству обеспечить успех саммита.
Еще одно возможное объяснение дал бывший посол Индии в Казахстане, Швеции и Латвии Ашок Саджджанхар. Пользуясь тем, что у него нет обязательств говорить, как действующие чиновники, он дал более свободную интерпретацию решения Дели. По его словам, МИД Индии никогда не заявлял, что саммит будет проведен в «физическом формате». А решение о виртуальном формате было принято в связи с рядом факторов. Во-первых, это конфликт в Европе, во-вторых, напряженность в отношениях между Индией и Китаем.
А вот другой возможный резон – для Путина трудно было отправляться за рубеж в тот момент, когда интенсивность боевых действий не спадает. Разговор между Путиным и Моди мог прояснить важные вопросы и без личного контакта. Тут стоит отдать должное компетентности суждений экс-посла. Оба лидера 30 июня провели разговор по телефону. Как сообщила пресс-служба Кремля, «в связи с событиями 24 июня Нарендра Моди выразил понимание и поддержку решительных действий российского руководства по защите законности и порядка, обеспечению стабильности в стране и безопасности ее граждан». В сообщении также указано: «Лидеры подтвердили взаимный настрой на укрепление особо привилегированного стратегического партнерства между Россией и Индией и условились о дальнейших контактах».
Что касается Китая, то Индия не получила ответа об участии Си. Она предпочла не сидеть как на иголках в ожидании или просить Си приехать. Тем более что после столкновений между индийскими и китайскими солдатами на линии фактического контроля в Гималаях в апреле 2020 года между Моди и Си не было обмена коммуникациями. Далее бывший посол приводит аргумент, который вряд ли можно назвать убедительным. В ШОС, по его словам, доминирует скорее Китай, чем Россия. И раз саммит не будет столь гламурным, как был бы в присутствии лидеров, то это ляжет пятном скорее на Китай, чем на Индию. Поэтому Индия сделала правильный выбор, предложив видеоконференцию.