На трех нитках «Северных потоков» произошли беспрецедентные разрушения. Фото Reuters
Россия потребовала созыва Совета Безопасности ООН по поводу медленного расследования диверсии на газопроводах в Балтийском море. «Мы запросили новое открытое заседание Совбеза ООН по подрыву «Северных потоков» на 11 июля. Будем наносить еще один удар по линии западников о том, что расследованию этого преступления уделяется достаточно внимания в Дании, Германии и Швеции и международные усилия для поиска виновных не требуются. Запросили британское председательство пригласить для отчета представителей этих трех стран», – написал Дмитрий Полянский, первый заместитель постпреда России при ООН в своем Telegram-канале.
Как раз к указанной дате на интернет-портале infosperber были опубликованы результаты двух частных расследований, проведенных в Швейцарии и Швеции. Они вызвали интерес западных читателей, что связано с отсутствием каких-либо публикаций со стороны проводящих официальные расследования властей Швеции, Дании и Германии.
Пока известно, что из числа подозреваемых в подготовке и осуществлении взрывов на газопроводах Россию немецкая прокуратура исключила. Оба частных расследования не старались выяснить, кто конкретно стоял за диверсией. Их задачей было разобраться в самой реализации диверсии. Выводы, к которым они пришли, говорят о том, что для нанесения непоправимого ущерба газопроводам необходимо было не так уж много взрывчатки.
Шведский инженер Эрик Андерссон, работавший в компании Boeing, исследовал место взрыва с помощью подводных дронов и даже погружался сам с другими экспертами. Он просканировал место диверсии и составил трехмерный план местности. Результаты своих изысканий он показал другим экспертам. В его расследовании принимали участие немецкое издание Zeit и Первый телеканал ARD.
Вывод, который он сделал, состоит в том, что, в отличие от высказывавшихся до сих пор предположений, для организации взрывов газопроводов необходимости в большом количестве взрывчатки не было. Поэтому для ее размещения на газопроводах не требовалось никакого специального оборудования, как и многих исполнителей диверсии. Более того, анализ произведенных разрушений показал, что диверсанты спешили и скорее всего действовали непрофессионально. В пользу этого, с точки зрения Андерссона, говорит тот факт, что, как показало сканирование, первая ветка «Северного потока – 2» была взорвана дважды.
Видимо, планировалось взорвать вторую ветку газопровода «Северный поток – 2». Первый взрыв этого газопровода произошел в 2 часа 03 минуты 26 сентября 2022 года, а второй – 17 часов спустя. А поскольку газ уже в значительной степени вышел из трубы и она не находилась под давлением, взрыв нанес не так уж много разрушений, как первые взрывы на двух ветках «Северного потока – 1» и на первой ветке «Северного потока – 2».
До сих пор эксперты исходили из того, что для организации диверсии такого масштаба необходимо от 500 до 900 кг взрывчатки на одну трубу. Их оценки базируются на сейсмических данных момента взрыва. Андерссон же считает, что выходивший из трубы газ исказил сейсмическую картину. Это подтверждается расчетами работавшего вместе с ним специалиста по сейсмологии. Один из военных водолазов-подрывников заявил немецким изданиям, что для взрыва трубы нужно в принципе не более 50 кг, может быть, даже 10 кг взрывчатки. Важно заложить ее в правильное место. Взрыв, как считает Андерссон, произошел на стыке труб, в месте расположения соединяющего шва.
С другой стороны, он утверждает, что для закладки взрывчатки не требуется специалистов по взрывному делу. Это при наличии точных координат вполне мог сделать и дилетант в легководолазном оснащении. Одним из главных аргументов того, что взрывы организовали непрофессиональные минеры, у Андерссона является тот факт, что вторая ветка «Северного потока – 2» оказалась неповрежденной. В месте взрыва обе ветки находятся друг от друга на расстоянии 50 м, и в этом месте наблюдается сильная магнитная аномалия. Инженер считает, что при закладке взрывчатки поднятый со дна ил и наличие аномалии магнитного поля вполне могли ввести водолазов в заблуждение, и второй заряд был установлен повторно на одной и той же трубе.
Если вернуться к версии с парусной яхтой «Андромеда», на которой прибыли взорвавшие газопроводы лица, это предположение удачно ложится в предложенную Андерссоном теорию (см. «НГ» от 05.06.23). Однако теория Андерссона все же была подвергнута критике. Так, Йетс Грайнерт, геолог Гельмгольмского центра океанологических исследований в Киле, считает, что, поскольку расследование Андерссона состоялось спустя восемь месяцев после события, его картина вполне могла быть искажена. Тем более что на месте взрывов уже побывали другие специалисты.
В Швейцарии профессор-физик Ганс Бенджамин Браун выдвинул свой вариант, который совпадает лишь в одном моменте с предположениями Андерссона. Для организации взрывов понадобилось незначительное количество взрывчатки, так как диверсанты использовали термоядерный заряд. И только США были способны такое реализовать. В этом плане расследование швейцарца прямо указывает на виновника диверсии и совпадает с утверждениями американского журналиста Сеймура Херша. По его версии, газопроводы в Балтийском море взорвали американцы вместе с норвежскими военными. Правда, источников своей информации Херш так и не привел. Он просто исходил из логики событий: поскольку, мол, президент США Джозеф Байден опасался, что из-за наступления суровой зимы немцы все-таки запустят «Северный поток – 2».
Впрочем, и Андерссон убежден, что США в любом случае могли быть проинформированы о подготовке взрывов на газопроводах. Ведь Балтийское море напичкано разнообразными натовскими системами предупреждения.