Количество беженцев в Судане, по данным Международной организации ООН по миграции, превысило 3 миллиона человек. Фото Reuters
Как следует из доклада Международной организации ООН по миграции, число беженцев в результате конфликта в Судане достигло 3,1 млн человек – самое большое количество с момента начала гражданской войны в апреле этого года. Противостояние между армией и спецназом пока так и не удалось пресечь, все перемирия оказались неэффективными, а попытки соседей суданцев склонить их к переговорам успехов не имели. Тем не менее сторонние игроки стараются убедить противоборствующие стороны в необходимости перемирия. А вот ЧВК «Вагнер», против которой США и ЕС ввели санкции в том числе за действия в Судане, в докладе не упомянута. Ее присутствия в этой стране ООН не увидела.
Всего в в Судане живет свыше 30 млн человек. То есть беженцем за короткое время стал ее каждый десятый житель. В докладе отмечается, что, если не предпринять меры, события в африканской стране могут вызвать новый миграционный кризис. Чтобы пресечь его, в Каире встречаются главы соседних с Суданом государств. Они обсуждают возможный проект примирения или во всяком случае выработку общей позиции. Война между армией страны и спецназом невыгодна никому: хотя из общего числа беженцев 2,4 млн – внутриперемещенные лица, сотни тысяч суданцев бежали за границу. Больше всего – 255 тыс. человек – в Египет. Поэтому война у соседей – особенно большая головная боль для египетского лидера Абдул Фаттаха ас-Сиси, который, по сути, председательствует на встрече. Каир предлагает противникам новое перемирие на три месяца и организацию переговоров.
Большинство беженцев – из населенных районов Хартума и Дарфура. А в Западном Дарфуре было обнаружено массовое захоронение. В ООН собираются начать расследование. Боевые действия ведутся непосредственно в зоне проживания, там же применяется авиация. Жертв становится все больше. Пока о вовлечении обычных жителей в вооруженные силы неизвестно, но конфликт и так, ввиду своих особенностей, забирает жизни людей, волей случая оказавшихся в центре разборок силовиков.
В выходные после авиаудара армейских сил погибли 22 гражданских. А в четверг было сообщено об организации захоронения 87 тел. По данным Управления верховного комиссара ООН по правам человека, убитые – гражданские лица, в том числе этнические масалиты. В ООН призывают начать полномасштабное расследование произошедшего. Среди погибших – женщины и дети, и местные жители были вынуждены хоронить их, по предварительным данным, после обстрела спецназовцами.
Среди спецназовцев много военных с обширным и жестким боевым прошлым (см. «НГ» от 16.04.23). Это позволяет эффективно биться с армейскими частями внутри городских пространств, несмотря на наличие авиации у армии. Кое-какие успехи были и в отражении авиаударов: самолеты ВС периодически падают, хотя армия пытается убедить журналистов в том, что дело не в профессионализме их противников, а в технических неисправностях.
В общей сложности бои идут почти три месяца – с 15 апреля, жертвы среди гражданских к концу июня составляли 3–5 тыс. человек. Определенные усилия по примирению предпринимают и США, сначала оказавшиеся как бы в стороне и не оказывающие активной поддержки никому. На этой неделе в Аддис-Абебу, где находится штаб-квартира Африканского союза (АС), прибыла спецпредставитель госсекретаря США по делам Африки Мэри Кэтрин Фи, чтобы внести свою лепту в переговорный процесс и встретиться с министром иностранных дел Эфиопии Демеке Мекконненом. Она заявила, что сторонам необходимо заключить перемирие при поддержке АС хотя бы для того, чтобы в зону конфликта поступила гуманитарная помощь.
Кстати, у Эфиопии за последнее время успехи в достижении примирений весьма весомые. В стране затих гражданский конфликт между Аддис-Абебой и Мэкэле, и федералы отказались «добивать» тыграйских повстанцев, когда стало очевидно, что у последних силы на исходе после кровопролитной двухлетней вооруженной борьбы. Возможно, с подачи Запада, премьер-министр Эфиопии Абий Ахмед Али не стал требовать от тыграйцев капитуляции. А в этот четверг он урегулировал другое противоречие, которое могло превратиться в конфликт – с Египтом по поводу ГЭС «Хидасэ» («Возрождение»). Лидеры двух стран заявили, что в течение четырех месяцев постараются прийти к окончательному соглашению в вопросе перераспределения богатств Нила.