Спецпредставителям США и КНР Джону Керри и Се Чжэньхуа придется потрудиться ради достижения согласия по климату. Фото Reuters
Джон Керри, спецпредставитель США по климатическим изменениям, начал в Пекине переговоры с китайским коллегой Се Чжэньхуа. Это, как полагают эксперты, может привести к сотрудничеству между двумя самыми большими загрязнителями окружающей среды. Китай поставил задачу свести выбросы углекислого газа к нулю к 2060 году. Администрация президента США Джозефа Байдена намерена избавить американскую экономику от углеродной зависимости к 2050 году. На Китай и США приходится около 40% выбросов в мире. Эксперты говорят, что небывалая летняя жара в обеих странах скорее всего должна привести их к взаимопониманию. Но кооперация была почти заморожена после того, как в 2022 году экс-спикер Палаты представителей США Нэнси Пелоси съездила на Тайвань.
Керри – третий член кабинета Байдена, посещающий КНР. Ранее это сделали госсекретарь Энтони Блинкен и министр финансов Джанет Йеллен. Как прогнозирует CNN, прорыва в сторону нормализации американско-китайских отношений ждать не стоит. Вояж Керри скорее носит символический характер. Тем не менее индикатором тренда в этой области послужит то, примет ли гостя председатель КНР Си Цзиньпин.
Керри, исполнявший обязанности госсекретаря при экс-президенте Бараке Обаме, встречался с Си Цзиньпином в Пекине и Вашингтоне. Он также активно работал со спецпосланником Се при подготовке в Париже основополагающего соглашения по климату в 2015 году и инициировании совместной декларации США–Китай на саммите по климату в Глазго в 2021-м.
По словам Керри, США планируют оказать давление на Китай, чтобы он не увеличивал применение угля и сократил выбросы метана – газа, создающего парниковый эффект. США не намерены идти на какие-либо уступки. А Пекин, со своей стороны, вероятно, попросит США отменить пошлины на солнечные батареи. Но шансы на договоренность минимальны, поскольку этот вопрос политизирован, указывает экоактивист Ли Шо. Более реальной целью было бы возобновить работу совместной группы по климату в преддверии конференции ООН по климату в Дубае в ноябре.
Для обеих сторон очень много значат внутриполитические соображения. В минувший четверг республиканцы в комитете Палаты представителей критиковали Керри за то, что он не делает всего необходимого, чтобы заставить Китай сократить выбросы, и даже ставили под вопрос саму идею переговоров по климату, поскольку Китай – это стратегический соперник Америки. Керри отвечал, что решение не идти на переговоры противоречило бы здравому смыслу.
Алекс Ван, профессор Университета Калифорнии, говорит, что главной темой разговора для Керри будет переход Китая от использования угля на другие виды топлива. «Уголь – громадный источник выбросов. И если Китай не решит эту проблему, все его успехи в сфере электромобилей будут бессмысленными, так как вы продолжаете использовать электричество, полученное от угля», – поясняет Ван. Си Цзиньпин обещал достичь предела выбросов углекислого газа к 2030 году и свести выбросы к нулю к 2060-му. Для этого потребуется постепенно свести на нет использование угля, на который сейчас приходится около 60% всего производства электричества.
В беседе с «НГ» Александр Лукин, научный руководитель Института Китая и современной Азии РАН, отметил: «В США администрация Байдена подчеркивает, что по климату с Китаем нужно говорить. В Китае защите окружающей среды тоже придается большое значение. Си Цзиньпин провозгласил китайскую цивилизацию нового типа. И одной из ее составных частей является экологическая цивилизация. Так что по этому вопросу китайцы с американцами разговаривать могут. Но там есть и противоречия. Китай, как и другие страны глобального Юга, считает, что главный виновник создания проблем – это Запад. Поэтому он должен больше платить. А в США говорят, что виноват в загрязнении окружающей среды Китай.
Что касается угля, то Китай сам хочет сократить его использование. Но во время пандемии не хватало энергоресурсов, и Китай был вынужден увеличить использование угля. В обмен на согласие с требованиями США Пекин будет требовать отмены санкций. Так что диалог будет трудным».