Лидер оппозиционной «Гражданской платформы» Дональд Туск (справа) выступает зачинщиком антиправительственных акций. Фото Reuters
Польскому Сейму (нижняя палата парламента) под давлением депутатов правящей партии «Закон и справедливость» (ЗиС) удалось наконец принять закон о создании Госкомиссии по расследованию российского влияния на внутреннюю безопасность Республики Польша в 2007–2022 годах. По-прежнему оцениваемый юристами как неконституционный, документ «об агентах Москвы» воспринимается оппозицией как политическое возмездие и охота на ведьм в преддверии парламентских выборов осенью. Поскольку президент Анджей Дуда уже подписывал этот документ и даже вносил в него косметические поправки, то ожидается, что в ближайшее время скандальный закон вступит в силу.
Министр канцелярии президента Малгожата Папроцкая заявила, что поскольку в поправки главы государства в закон о комиссии по российскому влиянию не были внесены существенные изменения, можно с уверенностью сказать, что в конституционный срок будет сообщено о подписании закона Анджеем Дудой. Чтобы развеять сомнения о сути закона, Папроцкая отметила, что, по мнению президента, комиссия по изучению российского влияния должна быть создана исходя из проводимой Москвой политики и нынешней роли Польши в регионе. Министр сослалась на будто бы имеющиеся доказательства из США, Франции и Германии того, что Россия якобы пыталась оказывать влияние на демократические процессы. «Было бы наивно думать, что Россия своих действий не пробовала осуществлять на территории нашей страны», – добавила для убедительности Папроцкая.
Лидер ЗиС Ярослав Качиньский, сам по образованию юрист, вынашивал этот закон с прошлого года, когда в очередной раз критиковал коалиционное правительство «Гражданской платформы» (ГП) и Польской крестьянской партии в 2007–2015 годах, главой которого до избрания в 2014 году председателем Евросовета был Дональд Туск. В 2019-м Туск вернулся на польскую политическую сцену и вскоре возглавил ГП – главную оппозиционную силу, став мишенью для правящей партии и ее лидера, который на днях публично на встрече с избирателями назвал его врагом польского народа. Партия ЗиС навесила на Туска ярлык пророссийского политика за намерения его как главы правительства выстраивать с Москвой прагматическую политику, постоянно упрекает его в податливости российской стороне в расследовании причин катастрофы самолета президента Леха Качиньского под Смоленском 10 апреля 2010 года. Несомненно, от деятельности Туска и ГП будет зависеть исход парламентских выборов.
Собственно, и сам закон, предусматривающий создание комиссии с полномочиями прокуратуры и суда, которая самостоятельно сможет наказывать чиновников вплоть до их отстранения на 10 лет от связанных с политической и общественной деятельностью должностей, получил название Lex Тusk. По мнению оппозиции, его задачей будет исключить Туска из политической жизни. Насколько это стало предвыборной целью, показал организованный лидером ГП антиправительственный марш 4 июня, который поразил власть своей массовостью в полмиллиона участников. Кстати, именно недовольство продвигаемым ЗиС законом о российском влиянии стало одним из факторов этого протеста.
Прежде чем попасть во второй раз на стол президента, законопроект изрядно поплутал в коридорах законодательной власти. Первое чтение проекта сразу получило от ворот Сейма поворот. В конце мая депутатам ЗиС удалось его протолкнуть, президент оперативно подписал, и 31 мая закон о создании комиссии по изучению влияния России на внутреннюю безопасность страны в 2007–2022 годах вступил в силу.
Однако критика закона быстро вышла далеко за берега Вислы. Чувствительной для Варшавы оказалась «обеспокоенность» Госдепа США «принятием польскими властями нового закона, который может быть ненадлежащим образом использован для вмешательства в свободные и честные выборы в Польше». Не упустили из виду содержание закона и в Брюсселе: Еврокомиссия пообещала тщательно его проанализировать, и уже ведется серьезная перепалка с Варшавой. Так что прошел лишь день, как 2 июня Дуда внес в Сейм проект поправок к этому закону, чтобы состав комиссии исключал парламентариев и включал независимых экспертов, а также появилась возможность оспаривать решения в обычном суде.
Обкатка простой не получилась. Если в Сейме прокатило, то Сенат (верхняя палата парламента) отверг все поправки, выразив сомнения в конституционности всего закона. Сенатор от ГП Александр Почей в качестве одного из примеров указал, что комиссия должна объединять различные компетенции, а это не было изменено в поправках. Поправки вернулись в Сейм. Депутаты отклонили возражение Сената: 235 голосов выступили против решения сенаторов, 214 их поддержали, четверо воздержались. Lex Tusk направлен на подпись президенту.