Генерал Абдурахман Тчиани продолжает возглавлять страну, несмотря на давление соседних государств. Фото Reuters
В воскресенье подошел к концу дедлайн ультиматума Экономического сообщества стран Западной Африки (ЭКОВАС) Нигеру, выдвинутого против новообразованного Национального совета по защите родины во главе с генералом Абдурахманом Тчиани. Соседние страны и Запад заявили о готовности к военной интервенции в Нигер, чего не было при недавних переворотах в Мали и Буркина-Фасо. Потенциальные военные действия открыто поддержала Франция. Но свергнувшие президента Мохамеда Базума силы пока не поддаются давлению.
О поддержке идеи интервенции заявила министр иностранных дел Франции Катрин Колонна. «Франция твердо поддерживает усилия ЭКОВАС по пресечению попытки госпереворота», – сказала она на встрече в Париже с премьером свергнутого правительства Ахмуду Махамуду.
Вместе с тем пока неясно, насколько Елисейский дворец готов оказать реальную поддержку странам ЭКОВАС в их желании силой оружия отстоять легитимного президента Базума, хотя декларируется, что общий план интервенции уже есть. Не стоит забывать о том, что в Нигере, охваченном мятежными президентскими гвардейцами, которые получили неявную поддержку военных, находится военный контингент Франции (1,5 тыс. человек) и США (1 тыс.). В случае обострения ситуации они могут оказаться в весьма непростом положении. При этом мятежники заявили, что сотрудничество с Францией в области безопасности они разрывают. А по данным AP, новые власти Нигера уже обратились к ЧВК «Вагнер» за военной помощью. Франция имеет порядка 1,7 тыс. солдат в Кот д’Ивуаре, Сенегале и Габоне, которых планировали постепенно выводить. Еще контингент из 1,5 тыс. солдат у Парижа имеется в Джибути, что на востоке Африки.
Не до конца понятно и то, решатся ли члены ЭКОВАС начать полномасштабную войну. Наверняка их всерьез озаботили заявления правительств Мали и Буркина-Фасо, пришедших к власти в результате госпереворотов, о том, что они готовы заступиться за генерала Тчиани и будут рассматривать ввод войск в Нигер как войну против себя (см. «НГ» от 01.08.23).
Высказываются мнения о том, что против страны сначала попробуют активно применить санкции: Нигер, отрезанный от океана, сильно зависит от соседей, и уже сейчас там существенно повышается стоимость товаров первой необходимости. Впрочем, профранцузских настроений это отнюдь не добавило. Другая сложность для жителей Нигера заключается в том, что страна живет практически без электричества: его поставки прекратила близлежащая Нигерия, изобилующая нефтью. Данное обстоятельство тоже может быть использовано для интервенции.
По данным France24, желание выделить солдат для восстановления конституционного порядка уже высказали власти Сенегала и Кот д’Ивуара. В то же время Алжир, в котором западное влияние не такое прочное, выступил резко против попыток военного свержения путчистов.
Автор Telegram-канала о Черной Африке «Zangaro Today» Алексей Целунов высказал мнение, что причины того, что в Нигере ЭКОВАС и Запад рассматривают возможность военной интервенции, заключается не только в том, что эта страна стратегически важна для Франции.
В разговоре с «НГ» эксперт подчеркнул, что Пятая республика сумела диверсифицировать свои источники урана для АЭС, и Нигер теперь обеспечивает их своим ресурсом лишь на 10–15%. Вопрос скорее в том, что ЭКОВАС после не слишком жесткой реакции на предыдущие перевороты и их попытки, которых было семь за последние три года, рискует потерять остатки авторитета.
«Вряд ли стоит преуменьшать роль Евросоюза и США, поскольку западная помощь составляла 40% бюджета Нигера. Базума действительно поддерживают, и имеет место заинтересованность в стратегически значимой для борьбы с нелегальной миграцией и джихадизмом свергнутой демократической администрации. Но ключевую роль должны сыграть региональные силы, в том числе ЭКОВАС, тем более что после ареста военных из Сьерра-Леоне, заподозренных в заговоре, есть опасения не только усиления России, но возможности новых переворотов», – поясняет Целунов.
Важной причиной возможной интервенции эксперт считает то, что администрация Базума не допускала больших просчетов. Поддержка мятежников внутри страны была менее весомой, чем в Мали; протесты перевороту не предшествовали, а в борьбе с джихадистами были определенные успехи.
«Люди вышли на улицы уже постфактум. Но при этом в случае интервенции остается под вопросом, как ее проводить, чтобы не показать себя проводниками воли Запада. Тем более есть несогласованность структур: ЭКОВАС дал семь дней на восстановление порядка, а Африканский союз – 15. И в целом процедуру интервенции нужно регулировать законодательно, а тут множество препон», – рассуждает Целунов.