Фото Reuters
Турция меняет формат отношений со своими протекторатами на севере Сирии. Ожидается, что Анкара назначит «супергубернатора» для подответственных ей районов, входящих в «зону безопасности». По оценкам местных СМИ, это необходимо, чтобы устранить многоголосицу в системе административного управления. Если раньше конкретные мятежные анклавы находились под кураторством расположенных по соседству провинций Турции, то теперь процесс, вероятно, будет выглядеть более централизованно. Это, считают эксперты, говорит о стремлении Анкары четко обозначить свою роль.
О том, что над мятежными анклавами на севере Сирии могут поставить «супергубернатора», сообщила со ссылкой на источники газета «Тюркие». По ее оценкам, высокопоставленное должностное лицо должно взять под единый контроль пространство в турецкой оперативной зоне.
По оценкам издания, такие меры нужны, чтобы устранить путаницу в полномочиях и сконцентрировать механизм принятия решений в одних руках. «Тюркие» подчеркивает, что Анкара реализует на севере Сирии проекты, направленные на сдерживание миграции и поощрение добровольного возвращения сирийцев. Это включает в себя создание условий для жизни мирного населения и формирование самодостаточной экономической инфраструктуры.
Зоны турецких операций «Щит Евфрата», «Оливковая ветвь» и «Источник мира» управляются Временным правительством Сирии (ВПС), находящимся в оппозиции президентскому дворцу в Дамаске. ВПС формально базируется в турецком городе Газиантеп и функционирует под эгидой Национальной коалиции сирийских оппозиционных и революционных сил (НКСОРС). Несмотря на то что буферная зона рассматривается как единая юрисдикция, в способах ее администрирования есть различия. За каждый участок несет ответственность конкретный губернатор из Турции. Фактически мятежные анклавы на севере Сирии и граничащие с ними турецкие провинции находятся в отношениях районов-побратимов.
В процессе управления мятежными анклавами представители ВПС опираются на законодательство Сирийской Арабской Республики (САР). Речь идет прежде всего о декрете № 107, который был издан в 2011 году, до начала активной фазы гражданского вооруженного конфликта. Он включал в себя закон «О местном самоуправлении» и, по оценкам ООН, представлял собой серьезный шаг в сторону принятия всеобъемлющей программы национальных реформ.
Систему самоуправления в протекторатах Турции формирует сеть локальных советов с собственными уровнями иерархии. В подчинении муниципалитетам крупных населенных пунктов находятся советы в их пригородах, которые, впрочем, обладают заметной степенью автономии и должны только визировать решения у вышестоящего руководства.
Несмотря на то что Анкара с момента завершения в 2017 году своей первой трансграничной операции открыто и последовательно выстраивала параллельную систему управления в «буферной зоне», нынешняя инициатива с назначением «супергубернатора» имеет все шансы стать важным символическим жестом с учетом продвигавшегося в эти годы процесса по восстановлению полноформатных отношений между Турцией и Сирией. Президент Арабской Республики Башар Асад уже отмечал, что для подписания мирной сделки турецкий лидер Реджеп Тайип Эрдоган должен пойти на демонтаж оппозиционной инфраструктуры и вывод своих регулярных войск. Централизация системы управления на территории оппозиции – это вызов.
Как пояснил в разговоре с «НГ» эксперт Российского совета по международным делам Кирилл Семенов, турецкая сторона скорее всего решила оптимизировать процесс в подчиненных ей районах. «За разные оппозиционные регионы Сирии отвечали разные турецкие провинции и их губернаторы, – напомнил собеседник «НГ». – То есть существовал ряд органов, который координировал работу с каждой конкретной областью». По словам собеседника «НГ», на начальных этапах формирования «зоны безопасности» решили, что так удобнее вести работу – без единого управления.
«Ответственность возлагалась на турецкие регионы и их руководство, которые брали под опеку сирийские регионы. Решено эту схему поменять, – рассуждает Семенов. – Когда в Турции речь зашла о том, что процесс возвращения сирийских беженцев должен проводиться более активно и необходимо вести более централизованную работу по этому направлению, то решили сформировать единую структуру, которая занималась бы ситуацией в сирийских регионах». Однако, по словам аналитика, инициатива с единым губернатором фактически закрепляет за мятежными сирийскими анклавами статус турецких протекторатов.
«То, что в прошлом кураторством занимались отдельные провинции, было сделано во многом для того, чтобы не выпячивать роль Турции в управлении, – обратил внимание собеседник «НГ». – Это выглядело как модель сотрудничества турецкого региона с сирийским регионом, а не модель партнерства Анкары со структурами Временного правительства. Формирование же централизованной структуры, которая будет работать над этим вопросом, возможно, повышает уровень турецкой вовлеченности в сирийские дела. Анкара, как кажется, говорит, что настроена работать на более высоком уровне».