Почтить память умершей решили многие южнокорейцы-учителя и их семьи. Фото Reuters
В Южной Корее в понедельник прошли протесты учителей с требованиями как защитить их от буллинга со стороны родителей учащихся и самих учеников, так и обратить внимание на их непростую работу. Открыто и громко в обществе заговорили об этой проблеме после самоубийства в июле 23-летней учительницы, которая в дневнике жаловалась на притеснения со стороны родителей. Правительство уже принимает меры и дает педагогам больше прав на воздействие на учеников и их родителей. Но сами коллеги погибшей настаивают на необходимости более глубокого понимания проблемы в стране.
В понедельник ряд школ в Южной Корее закрылись, дав ученикам лишний выходной. В некоторых образовательных учреждениях набралось критическое количество бастующих педагогов. Хотя ученики и рады лишний раз отдохнуть, повод выдался серьезный: учителя страны демонстрируют, что хотят более пристального внимания от государства и жителей в целом к своим проблемам. Учительский профсоюз в акции не участвует, однако в целом к протестам относится с пониманием, несмотря на их неформальный характер.
По стране в начале рабочей недели прошли демонстрации, которые собрали 20 тыс. человек. А в субботу на улицы вышло еще больше участников: более 200 тыс. человек собралось возле здания Национальной ассамблеи, по данным Reuters.
Молодая учительница пошла по стопам матери. Сам акт лишения себя жизни был весьма показателен: погибшая совершила его в середине июля, к концу первого учебного семестра, исполнив свой учительский долг. Оставшиеся после нее дневники рисуют картину того, насколько тяжело ей было его исполнять. Учительница жаловалась на нестерпимую тревогу в груди, при входе в класс она зачастую «не понимала, где находится» и в начале июля на страницах записей призналась, что «кажется, дальше я этого выносить уже не могу».
Она стала не единственным педагогом, не выдержавшим психологической нагрузки. За последние шесть лет 100 южнокорейских учителей покончили с собой, 57 из них преподавали в начальных классах.
Родители, как известно, лелеют своих чад, а в раннем возрасте это особенно актуально для таких стран, как Япония и Южная Корея. Рождается детей здесь немного, но вкладываются в них отчаянно и просят соответствующего отношения от педагогов. Но избалованные дети нередко сами совершают отнюдь небезобидные шалости, а ответить педагог не может, особенно если это не по годам физически развитый ребенок младше 13 лет.
Зачастую ребенок издевается над одноклассниками, однако учителю сложно с этим что-то сделать, потому что в случае наказания родители могут обвинить педагога в «эмоциональном насилии». Нечто подобное произошло и в этом случае: ученики повздорили, и один нанес другому травму головы карандашом. Виновник был наказан, после чего учительницу ждали многодневные разбирательства с родителями, которые названивают педагогам даже в нерабочее время.
В 2014 году вступил в силу Закон о защите детей, который, по сути, вводил презумпцию виновности в адрес педагогов: в случае жалобы родителей на якобы или действительно имевшее место жестокое обращение с ребенком учитель с высокой долей вероятности лишался работы. СМИ напомнили шокирующие данные опросов: лишь 24% учителей страны довольны своей работой. В 2006 году таких педагогов было 68%.
Сейчас ситуация начинает меняться, и формируется понимание необходимости адекватного и не сверхтребовательного отношения к педагогам. Но южнокорейское общество приходит к этому постепенно. Не бездействуют и власти. Начинает в этом году меняться законодательство: учитель может отказаться от встречи с родителями во внеучебное время и имеет право выгнать провинившегося ученика из класса или забрать у него смартфон. Возможно даже физическое воздействие, но в случае если ученик представляет угрозу для окружающих.
«В Южной Корее крайне высокий уровень самоубийств, и это актуально не только для учителей, но и для учащихся. То, что больше страдают учителя начальных классов, не удивительно. И в Японии, и в Южной Корее отпрысков в раннем детстве очень сильно балуют, причем японцы считают, что у соседа это делают даже активнее. Оттого и чрезмерное давление на учителей. А уже в подростковом возрасте к юному поколению относятся строже», – поясняет доцент кафедры востоковедения МГИМО Илья Дьячков.
В разговоре с «НГ» эксперт отметил, что южнокорейское общество быстро меняется, и иногда такие переходы бывают травматичными.
"Еще 25 лет назад к ученикам применялись телесные наказания. Теперь этого, конечно, нет. И даже на работе культура изменилась: на еженедельные корпоративные мероприятия работников ходить не заставляют, уходит в прошлое традиция давать лишнюю нагрузку без вознаграждения. Но есть явления, которые остаются. Одно из них – «хакпумо». Это родитель, особо беспокоящийся о ребенке, прежде всего при поступлении в вуз. Хотя «хакпумо» – это просто родители учеников, но в обществе это уже стало нарицательным названием именно для излишне активных родителей», – рассуждает Дьячков.
Он добавил, что еще в начале века консерваторы жаловались на то, что родители часто отвлекали армейских командиров звонками с вопросами о быте их сыновей-солдат.