Работники автопрома бастуют уже двенадцатый день, и когда закончат бастовать – непонятно. Фото Reuters
Глава Белого дома Джозеф Байден отправился на забастовку, санкционированную Объединенным профсоюзом рабочих автомобильной промышленности (UAW). Это станет, пожалуй, первым случаем в истории страны, когда президент будет не утихомиривать забастовщиков, а поддержит их требования. Но другого выхода у главы государства нет. Сейчас, когда кампания по выборам главы государства фактически стартовала, президенту крайне важно заручиться поддержкой рабочего класса. Данные опросов свидетельствуют о том, что рейтинг Дональда Трампа растет и он имеет серьезные шансы победить Байдена в очном противостоянии.
О своем намерении не просто посетить штат Мичиган и город Детройт, но и присоединиться к пикету на заводе Ford президент уведомил не заявлением Белого дома, а в стиле самих забастовщиков – через соцсети. Этим он вверг наблюдателей в немалое удивление. Конечно, в американской истории бывало, что президенты вмешивались в ход забастовок и даже лично беседовали с их участниками. Например, Теодор Рузвельт в 1902 году приглашал протестующих угольщиков в Белый дом. Но ни он, ни кто-либо другой не отправлялся сам в места, где рабочие непосредственно протестовали, и уж тем более не присоединялся к ним.
Байден же решил порвать с традицией и подтвердить свою репутацию самого дружественного профсоюзам президента. В понедельник на пресс-конференции в Белом доме он заявил, что профсоюзы сделали огромную работу и пошли на жертвы тогда, когда автомобильная промышленность терпела крах. Теперь, когда доходы предприятий растут, они должны отдать часть своей прибыли работникам заводов, утверждает президент.
Правда, Трамп полон решимости помешать ему заработать политические очки на забастовке. Бывший президент отправится в Мичиган в среду, на следующий день после Байдена. Причем Трамп объявил о своей поездке раньше, нежели глава Белого дома. Это обстоятельство позволило ему съязвить в соцсетях о манере Байдена повторять все ходы своего оппонента.
Трамп намерен обойти президента и по части конструктивных предложений. На митинге в Южной Каролине, который прошел в понедельник, он заявил, что в случае избрания реформирует американский автопром. Эта реформа, видимо, будет носить ярко выраженный протекционистский характер. Так, Трамп объявил, что если какая-то страна введет дополнительные пошлины на американские товары, то аналогичная мера последует со стороны США. Именно в том, что американские автопроизводители не поставлены с конкурентами из-за рубежа в равные условия, он видит причину кризиса отрасли. Экс-президент в своей речи прошелся и лично по Байдену, обвинив его и демократов в том, что их «бесят» растущие рейтинги трампистов и Трампа лично.
Если верить данным социологов, положение лидера республиканцев действительно укрепляется. Опрос телеканала ABC и Washington Post показал, что 51% американцев-респондентов в очном противостоянии Трампа с Байденом предпочтут выбрать его, а Байдена – лишь 42%.
Опрос подтвердил наличие еще одной опасной для президента тенденции: все больше американцев недовольны своими доходами. 44% американцев заявили, что их материальное положение за время президентства Байдена ухудшилось. Это самый низкий показатель такого рода с 1986 года. Политикой президента в сфере экономики довольны 30%, а в сфере миграции и вовсе 23%. Это отражает катастрофически низкие рейтинги и вице-президента Камалы Харрис, которую, напомним, Байден назначил ответственной по урегулированию кризиса нелегальной миграции. А общий рейтинг одобрения президента составил лишь 37%.
Конечно, падение рейтинга Байдена не означает, что Трамп обязательно победит. Социологические опросы, по данным портала RealClearPolitics, дают ему преимущество почти символическое, всего лишь в 1,6%. Но фактом остается то, экс-президент потихоньку набирает очки и может даже выйти за пределы отведенного ему «электорального гетто» радикальных республиканцев. Этого сторонники Байдена очень опасаются.
Кроме того, Трамп, несмотря на все уголовные дела, в которых фигурирует его имя, по-прежнему остается непререкаемым фаворитом праймериз в своей партии. Его отрыв от ближайшего преследователя, губернатора Флориды Рона Десантиса, по данным того же портала, практически достиг 40%. Альтернативных кандидатов просто не воспринимают всерьез. И это притом что Трамп тратит на кампанию гораздо меньше усилий, нежели его оппоненты однопартийцы, и зачастую говорит по нескольку раз одно и то же, но разным аудиториям.
Станет ли поездка 80-летнего президента в Мичиган эффективной для его избирательной кампании? Это вопрос открытый. В конечном счете результативность действий Белого дома будет зависеть от того, смогут договорится автомобильные гиганты с UAW или нет.
У Трампа, который куда чаще ставит на первое место интересы бизнеса, есть, тем не менее довольно большое преимущество: возможность использования критики «зеленой» повестки против Белого дома. Сами профсоюзы всячески педалируют тему тягот перехода на производство электромобилей, следствием которого стало то, что тысячи американцев лишаются прежней работы. В любом случае, выводы надо будет делать только в конце забастовки. А он не просматривается. Забастовка длится уже 12 дней, бьет по экономике, а идти на уступки ни работодатели, ни профсоюзы не собираются – по крайней мере, если говорить о главных требованиях: повышении зарплат на 40–46% и сокращении рабочей недели.