На фото замглавы МИД Ирана Али Багери. Фото wikipedia.org
От администрации президента США Джозефа Байдена и руководства Ирана ожидают открытия прямых переговорных каналов. Такие перспективы возникли на фоне неофициальных сообщений о решении верховного лидера Исламской Республики Али Хаменеи позволить своим дипломатам выйти на непосредственный диалог с Вашингтоном, что знаменует отход от конфронтационной повестки. Впрочем, этот позитивный сигнал могут заглушить сообщения о «мягкой силе» Тегерана: оппозиционные иранскому руководству издания опубликовали компромат на его «агентов» внутри истеблишмента США.
Первым о том, что замглавы МИД Ирана Али Багери скоро может встретиться с координатором Совета национальной безопасности США Бреттом Макгерком, сообщил ряд ближневосточных изданий. Прямые консультации, по их данным, согласился принять у себя Оман – традиционный посредник в региональных спорах. Согласно этим сведениям, импульс дало то, что верховный лидер Ирана наконец разрешил своим переговорщикам, вовлеченным в восстановление «ядерной сделки», начать прямое взаимодействие с американцами. Несмотря на то что внешнеполитическое ведомство Исламской Республики успело назвать подобные сообщения «медиаигрой», факт сливов наблюдатели сочли попыткой Тегерана прощупать почву.
Англоязычное издание Amwaj media, руководство которого, как принято считать, имеет прямой выход на иранский истеблишмент, отмечает, что в позиции Хаменеи произошел серьезный сдвиг. Известно, что с 2021 года Вашингтон и Тегеран вели консультации о реставрации оригинального «ядерного соглашения», однако они носили подчеркнуто опосредованный характер. Теперь же, утверждают источники, цель Тегерана состоит в том, чтобы вернуться за стол переговоров в облегченной атмосфере. Вместе с тем Amwaj media обращает внимание на то, что контекст международных отношений за год сильно изменился. Запад не может не волновать то, как Тегеран погасил протесты дома, а также проблема маршрутов экспорта иранских дронов.
Глава пресс-службы Госдепа Мэттью Миллер заметил, что США всегда давали понять Ирану, что будут «открыты для дипломатии». «Но Иран должен предпринять шаги для деэскалации, если он хочет снизить напряженность и создать пространство для дипломатии, – сделал оговорку дипломат. – Мы пока не видели, несмотря на некоторые публичные заявления, что Иран серьезно настроен реагировать на наши обеспокоенности, а также на обеспокоенности других стран в связи с его ядерной программой». Миллер добавил, что за последние недели Тегеран «предпринял шаги, подрывающие возможности МАГАТЭ по выполнению своей работы», поэтому жестом доверия могло бы стать возвращение страны к сотрудничеству с международным агентством.
В США тем временем разворачивается скандал с компроматом, который может похоронить все намеки на открытие переговорных каналов. Оппозиционный Тегерану спутниковый канал Iran International совместно с американской платформой Semafor опубликовал выдержки из сотен электронных писем МИД Ирана десятилетней давности, которые указывают на то, что власти Исламской Республики пытались оказать влияние на позицию Вашингтона через представителей академической среды. По этим данным, Тегеран в 2014 году создал «Инициативу иранских экспертов» – экспертный клуб, члены которого работали в ведущих западных аналитических центрах и занимались консультированием в том числе американской политической элиты.
«Через эту сеть дипломаты Хасана Рухани (предыдущего президента Ирана. – «НГ») имели доступ к политическим кругам Вашингтона и Европы, особенно в последние годы правления администрации Барака Обамы», – пишет Semafor. В число подозреваемых попали в том числе трое помощников Роберта Мэлли – американского дипломата, занимавшего пост специального посланника по Ирану до тех пор, пока ФБР в этом году не открыло против него внутреннее расследование из-за подозрений в неправильном обращении с секретными документами.
Представители Республиканской партии уже призвали лишить всех этих специалистов доступа к секретной информации и отказаться от идеи любого диалога с Ираном. «Эти отчеты и электронные письма вызывают неописуемую тревогу, – говорится в заявлении сенатора Теда Круза. – Когда Байден был избран, ядерная программа иранского режима находилась в тупике, их экономика была на грани краха, а экспорт нефти резко упал. Президент Байден и его официальные лица позволили режиму получить доступ к ядерному арсеналу, восстановить свою экономику и экспортировать миллионы баррелей нефти в день на сумму в сотни миллиардов долларов. Они согласились на секретные сделки, которые скрываются от Конгресса».
Вероятно, теперь любые попытки наладить прямую коммуникацию по линии США–Иран столкнутся с препятствиями.
Как заявил «НГ» эксперт Российского совета по международным делам Никита Смагин, если встреча между Багери и Макгерком все-таки состоится, то ее факт будет свидетельствовать как минимум об изменении публичной позиции Исламской Республики в том, что касается переговоров с дипломатами Вашингтона. «После выхода Дональда Трампа из «ядерной сделки» иранская сторона заявляла, что не будет вести прямых переговоров с американцами, и все это время диалог проводился только через посредников», – напомнил собеседник «НГ». По его словам, такой сдвиг в позиции может сигнализировать о том, что Исламская Республика готова идти на гораздо более широкие компромиссы, чем это было в недавнем прошлом.