Нефтяные вышки, угрожающие природе Шетландских островов, пугают правительство Риши Сунака меньше, чем перспектива топливного кризиса. Фото с сайта www.bp.com
Норвежской компании Equinor и ее британскому партнеру Ithaca Energy выдано разрешение на разработку месторождения Роузбанк. Шельф, находящийся недалеко от берегов Шотландии, у Шетландских островов, был предметом ожесточенных споров между сторонниками стимулирования экономического роста и защитниками природы – адептами перехода к зеленой экономике. Первые утверждали, что страна нуждается в углеводородах, особенно после ссоры с Россией, вторые заявляют, что разработка Роузбанка нанесет слишком ощутимый вред окружающей среде. Победили сторонники роста.
Разрешение на развитие самого крупного неразработанного месторождения в Великобритании выдал местный регулятор: Переходное правление Северного моря (NSTA), подконтрольное Секретариату по энергетической безопасности и нулевому углеродному следу. Как сказано в заявлении NSTA, планы работ компании соответствуют требованиям минимального воздействия на окружающую среду. Следовательно, главный аргумент противников разработки шельфовых месторождений, считающих, что природе Шетландских островов будет нанесен непоправимый ущерб, безосновательны.
Это большая победа действующего правительства. О необходимости разработки северных месторождений не единожды говорил премьер-министр Великобритании Риши Сунак. Он ранее честно признался, что сейчас, в условиях замедления экономического роста, от части амбициозных планов правительства по переходу к зеленой экономике придется отступиться. Разработка месторождения является попыткой решить более актуальную на сегодняшний день проблему, нежели защита экологии – энергетического кризиса и высоких цен на топливо.
Идея разрабатывать шельфы в Северном море, в том числе посредством вредного для окружающей среды метода фрекинга (гидравлического разрыва пласта), активно обсуждалась до Сунака, в рамках экономической программы его предшественницы на посту премьер-министра Элизабет Трасс и теперь уже бывшего министра финансов Квази Квартенга. Их амбициозные планы так и не были реализованы. Трасс буквально заставили уйти в отставку ее же однопартийцы. Причем окончательно ее шансы остаться на своем посту «похоронило» намерение отменить запрет фрекинга, прописанный в программе Консервативной партии. Когда она попыталась поставить этот вопрос на голосование в парламенте, в правительстве пошли массовые отставки, сопровождаемые призывами, адресованными Трасс, уйти самой. Это ей и пришлось сделать.
Риши Сунак таких ошибок повторять не стал. Сразу после прихода к власти в 2022 году он подтвердил запрет на добычу нефти и газа путем фрекинга, успокоив борцов за окружающую среду. Правда, ненадолго. Месторождение Роузбанк даст стране порядка 300 млн барр. нефти. Однако 50 парламентариев подчеркивали, что его развитие может привести к выбросу в атмосферу 200 млн т углекислого газа. А это лишит Великобританию возможности выполнить добровольно взятые обязательства по борьбе с изменением климата.
Против разработки месторождения Роузбанк проводились протесты, и не единожды. Некоторые из них прошли в Норвегии, где находится штаб-квартира Equinor. Возражения против разработки месторождения выдвигаются и тори. Так, консерватор, член Палаты общин Кристофер Скидмор заявлял, что норвежская экономика будет «наживаться» на британских природных ресурсах. В его словах есть доля лукавства. Он, как глава надзорного комитета по отслеживанию процесса сведения углеродного следа к нулю, нацелен в первую очередь на защиту экологии страны, а не британского бизнеса. Впрочем, в британском парламенте есть те, кто отстаивает ту же цель прямо. Например, член Палаты общин от Зеленой партии Каролина Лукас назвала разработку Роузбанка «вандализмом» по отношению к окружающей среде.
Интересно то, что Шотландская национальная партия (ШНП) – лидер шотландской политики, выступающая за отделение от Великобритании, – присоединяться к протестам защитников экологии не стала. Следовательно, поводом для конфликта с центральным правительством Роузбанк не станет. Для Шотландии месторождение – это не только угроза местной экологии, но и подспорье местной экономики.
Две компании планируют начать добычу в 2026 году. Они уверяют, что на месторождение будет приходиться 8% добычи нефти в Великобритании как минимум до 2030 года. С его разработкой страна будет ежегодно добывать на 11,5% нефти больше, чем добывает сейчас. Эти соображения, видимо, перевесили прочие. Глава Казначейства Джереми Хант отметил, что хотя правительство и стремится повысить роль альтернативных источников энергии и собирается развивать атомную энергетику, но стране придется использовать нефть и газ еще в течение десятилетий.