На фото Трэвис Кинг. Фото Reuters
Cеверокорейские власти внесли поправку к Конституции, закрепляющую ее право применить ядерное оружие в ответ на американские провокации. Выступая в парламенте, лидер страны Ким Чен Ын сказал, что никому в дальнейшем не будет позволено как-то иначе трактовать эту статью. На первый взгляд путь к переговорам закрыт. Но характерно, что почти одновременно Пхеньян решил выслать рядового армии США, который искал у него убежища от жестоких командиров. Ряд комментаторов усматривают в этом сигнал о желании возобновить контакты с Америкой.
Как следует из сообщения северокорейского агентства ЦТАК, на сессии Верховного народного собрания КНДР в Основной закон государства внесены уточнения, цель которых – регулирование статуса ядерных сил в национальной обороне и принципов государственной деятельности по их созданию. Отмечено, что ядерный арсенал гарантирует право страны на существование и является средством предотвращения войны. Ким в своей речи указал также, что необходимо диверсифицировать ядерные средства и обеспечить ими разные рода войск. Он также призвал крепить солидарность с теми государствами, которые противостоят США.
Это решение не оставили без комментариев соседи страны. Первым отреагировало на поправки южнокорейское Министерство воссоединения. Оно предупредило: режим Северной Кореи падет, если будет применено ядерное оружие. Главный секретарь кабинета министров Японии Хирокадзу Мацуно ограничился тем, что сказал: терпеть развитие ракетно-ядерного оружия в Северной Корее больше нельзя.
Reuters напоминает, что Ким на прошлой неделе вернулся из поездки в Россию, во время которой он и президент РФ Владимир Путин договорились усилить военное и экономическое сотрудничество. КНДР, возможно, хочет заручиться содействием Москвы в усовершенствовании ее ракетно-ядерной программы, а Москва – получить боеприпасы советского калибра, сохранившиеся у Северной Кореи с тех пор, как ее главным союзником был СССР.
Но комментаторы задаются вопросом: как объяснить, что в стране, где каждый политический шаг строго контролируется, ужесточение антиамериканской риторики совпало по времени с решением передать Вашингтону беглого американского солдата Трэвиса Кинга? Этот темнокожий рядовой сухопутных войск США проник из Южной Кореи в КНДР 18 июля через межкорейскую границу в селении Пханмунджом. Он жаловался на притеснения на расовой почве. Сейчас с этим перебежчиком уже работают офицеры на американской базе в Сан-Антонио (штат Техас), куда его доставили на самолете.
Сага этого солдата началась в январе 2021 года, когда он поступил в армию. Его отправили в Южную Корею. Но, видно, сложный характер не позволил Кингу перенести тяготы службы. Он вступал в конфликты с местными жителями, однажды даже причинил ущерб чужому авто. За это он понес дисциплинарное наказание. Кинг должен был вернуться в США, где его ждали новые дисциплинарные меры. Но он, очевидно, счел этот вариант неподходящим и потому присоединился к туристической группе, желавшей взглянуть на демаркационную линию между двумя Кореями. Там-то солдат и перебежал на сторону Севера, хотя южнокорейские и американские военные пытались перехватить нарушителя.
В Пхеньяне говорят, что он просил политического убежища в КНДР или третьей стране. Тем не менее Северная Корея после 70 дней неопределенности официально объявила его нелегальным иммигрантом и выслала. Этому предшествовали немалые дипломатические усилия. В роли прямого посредника выступала Швеция. Помог американцам и Китай. Судьба Кинга обсуждалась на переговорах на Мальте в сентябре между министром иностранных дел КНР Ван И и советником Белого дома по национальной безопасности Джейком Салливаном. О перипетиях дела Кинга было доложено президенту США Джозефу Байдену. Тот заявил, что ни на какие уступки Пхеньяну не пойдет.
Тем не менее при высылке американские власти обращались с Кингом почти как с vip-персоной. На встречу с ним в город на границе между Северной Кореей и КНР прилетел посол США в Китае Николас Бэрнс. Оттуда самолетом солдата переправили в другой китайский город, затем в Южную Корею и, наконец, в США. Очевидно, там тяжелая участь его не ждет. По крайней мере Кингу не предъявлено обвинение в дезертирстве.
В беседе с «НГ» Константин Асмолов, ведущий научный сотрудник Института Китая и современной Азии РАН, отметил: «Ядерный статус Северной Кореи был прописан в Конституции ранее. В этот раз были несколько изменены формулировки, касающиеся применения ядерного оружия. Что касается солдата, то северокорейцы не стали превращать мелкого уголовника в пропагандистскую икону и вернули США. То есть они не повторили ошибок американцев и южнокорейцев, которые людей с аналогичной биографией выдавали за борцов за свободу. Поправки в Конституцию и передача солдата – просто события, совпавшие про времени. КНДР четко заявила, что никаких переговоров с США по ядерному вопросу не будет».
Противоположную точку зрения высказал «НГ» Александр Воронцов, руководитель отдела Кореи и Монголии в Институте востоковедения РАН. По его словам, КНДР никогда не была против переговоров с Америкой. Это один из главных приоритетов политики Севера. Цель – обеспечить безопасность страны. Это администрация Байдена ставит таким переговорам палки в колеса.