Фото REUTERS
В Словакии подведены в воскресенье итоги субботних парламентских выборов. Победу на них одержала партия, выступающая за кардинальную смену внешней и внутренней политики страны в сторону меньшей поддержки Украины и большей – России. Но делать вывод о том, что Словакия выбыла из антироссийской коалиции, рано. Учитывая расклад сил, получившийся в результате выборов, все решится на трудных переговорах о создании парламентского большинства.
В воскресенье были обработаны 99% бюллетеней. После подсчетов было объявлено, что победителем выборов стала партия «Курс – социальная демократия» (SMER), набравшая 23% голосов. Ее главный оппонент, партия «Прогрессивная Словакия», близкая к президенту Зузане Чапутовой, значительно отстала, но все же получила 18% голосов.
Это значит, что вопреки некоторым смелым прогнозам однопартийного правительства не будет. SMER понадобится помощь других партий для создания коалиции. Решающей может стать поддержка партии «Hlas» («Голос») экс-премьера Петера Пелегрини. Она набрала 14,7% голосов. А вот союзник, на которого рассчитывали в SMER, ультраправая партия «Республика» не преодолела электоральный барьер.
Результатов выборов в небольшой стране Центральной Европы Словакии ждали СМИ всей Европы, и неудивительно. Ведь лидер партии SMER Роберт Фицо обещал прекратить военную поддержку Украины, тем самым развернув курс, заданный премьером Эдуардом Хеггером. Последний руководил правительством с апреля 2021-го по май 2023 года. За это время он одобрил передачу Украине истребителей МиГ-29. Причем это было сделано почти сразу после того, как аналогичное решение приняла Польша.
Не будь Фицо фаворитом, не грози он внешнеполитическим разворотом страны, внимания к выборам, наверное, было бы меньше и за рубежом, и в самой Словакии. А так – явка составила солидные 69%, и накал предвыборной борьбы был нешуточным. Партии усиленно пытались зазвать избирателей на участки. Судьбоносный характер голосования подчеркивали и сторонники, и противники Фицо. Лидер партии «Прогрессивная Словакия» Михал Шимечка призвал всех словаков «хоть на машине, хоть на поезде» добраться до участков и во что бы то ни стало проголосовать. Оно и понятно: по предварительным опросам его партия уступала не более 3% SMER, и каждый голос в пользу леволиберальной проевропейской партии был бы крайне важен. Экзитпол, проведенный социологической службой Focus для TV Markiza, показал, что победу «Прогрессивная Словакия» все же вырвет. Но подсчет голосов, как это не раз бывает, показал иной результат, нежели опросы избирателей у участков.
Неявно попытался оказать влияние на ход выборов и президент Украины Владимир Зеленский, поблагодаривший Словакию за помощь, но не ставший прямо вмешиваться в электоральный процесс и агитировать за «Прогрессивную Словакию». А вот министр иностранных дел Венгрии Петер Сийярто был не столь щепетилен и без обиняков попросил этнических венгров, составляющих около 10% населения страны, поддержать партию венгерского меньшинства «Альянс».
Перед выборами эксперты сходились в оценках, что решающая роль в том, какой окажется правящая коалиция, будет у маленьких партий. Некоторые из них куда более пророссийски настроены, чем даже SMER, в частности Словацкая национальная партия. Она преодолела 5-процентный барьер, набрав 5,6% голосов. Но, учитывая поражение «Республики» (ей для попадания в парламент не хватило всего чуть-чуть: она получила 4,7%), коалиции из единомышленников Фицо точно не будет.
Многие словацкие СМИ полагают, что экс-премьеры Фицо и Пеллегрини найдут общий язык. Разногласий, если не брать внешнюю политику, между ними не так уж и много, а пост премьера может достаться компромиссной фигуре. Если этого не произойдет, то не исключены новые выборы через два месяца. Напомним, до последнего времени страной управляет правительство общественного доверия (то есть состоящее не из представителей партий, а из технократов) Людовита Одора.
Если задаться вопросом, почему Словакия стала единственной страной ЕС, где выборы выиграли сторонники сближения с Москвой, то в первую очередь надо обратить внимание на энергетический кризис. Рост цен на бензин в стране значительный. А Фицо предлагает не ссориться с Москвой и получать от нее углеводороды по выгодным условиям. Наконец, важны и сильные пророссийские симпатии словаков. В ходе опросов выяснилось, что половина или даже чуть большее число жителей страны в конфликте Москвы и Киева считают больше виноватыми Украину и Запад.
Наконец, сыграло свою роль и то, что SMER оказалась в глазах избирателей единственной и безальтернативной силой, противостоящей местному истеблишменту. Попытка закрепиться в нише антисистемного игрока, которую предприняла за последние несколько лет партия «OLaNO и друзья», потерпела крах. Парламентские выборы 2020 года она триумфально выиграла, ее лидер Игор Матович стал премьером. Но теперь, похоже, словаки в ней разочаровались: она получила 8,9% голосов вместо прежних 25%.
Если Фицо все-таки станет премьером, не стоит переоценивать степень разворота страны к России. Более лояльный Москве курс отнюдь не будет означать, что Словакия отвернется от ЕС и выйдет из НАТО. Максимум, на что правительство SMER пойдет – это урежет помощь Украине. Впрочем, никто из стран ЕС не хочет пойти и на это.