Гангстер Джимми Шеризье по кличке Барбекю (в центре, в зеленой рубашке) намерен отстранить от власти премьера Ариэля Анри окончательно. Фото Reuters
Совет Безопасности ООН принял резолюцию об отправке в Гаити многонациональной миссии по поддержке безопасности (MSS), основу которой составят силовики из Кении. Редкий, хотя и не уникальный в истории организации случай, когда голубые каски будут не разделять противоборствующие стороны, а сами займутся активными действиями, по существу, взяв на себя функции полицейских. Положение, когда в центре Карибских островов находится объятая хаосом территория, не устраивает больше ни соседей Гаити, ни международное сообщество.
Резолюция о начале интервенции принята 13 голосами. Хотя Россия и Китай воздержались, количество поддержавших решение впечатляет. ООН очень неохотно берет на себя подобные миссии, хотя одна из них, можно сказать, начала историю организации: в 1950 году под ее эгидой началась интервенция в Корею, где шла война между коммунистами Севера и антикоммунистами Юга.
Кения готова направить около 1000 полицейских в Гаити, еще 150 человек могут выделить Багамские Острова. Готовность выслать силовиков выразили также Ямайка, Антигуа и Бермуды. США собираются оказывать лишь материальную помощь, которая может обойтись в 200 млн долл. – по 100 млн от Конгресса и из бюджета Пентагона. Президент Кении Уильям Руто заявил, что кенийские полицейские не подведут гаитян. Впрочем, не все будет зависеть от них. Уж слишком ситуация запущенная.
С просьбой об интервенции в ООН обратился премьер-министр Гаити Ариэль Анри. По его словам, без внешнего вмешательства восстановить какой-либо порядок властям страны уже невозможно. Гаити, где стабильной власти не было почти никогда с момента обретения независимости в конце XVIII века, пережила распад государственных институтов после событий 7 июля 2021 года. Тогда группа наемников напала на резиденцию тогдашнего президента Жовенеля Моиза и убила и его, и его жену. Кстати, в причастности к этому преступлению прокуратура Гаити обвиняла Анри. Как утверждает The New York Times, премьер-министр лично знал организатора убийства.
А через месяц после смерти президента произошло катастрофическое землетрясение, жертвами которого стали 2,2 тыс. человек. Было разрушено более 60,7 тыс. домов, повреждено еще больше, материальный ущерб составил 1,1 млрд долл. Правительство оказалось беспомощно. Какие-то остатки порядка сохранились до осени 2022 года. В прошлом году страну, в которой природные ресурсы практически отсутствуют, а население выживает за счет переводов родственников из-за рубежа, добил энергетический кризис, приведший к массовым протестам, то и дело перераставшим в кровавые столкновения.
Так одно из самых бедных государств мира с постоянной жестокой борьбой за власть окончательно было ввергнуто в хаос, в котором, как известно, хорошо себя чувствуют только представители криминального мира. За восемь месяцев этого года в стране с 11-миллионным населением, лишь по официальным и явно неполным данным, было совершено 2439 убийств. Криминальные группировки практически взяли под свой контроль Порт-о-Пренс: у подобия официальных властей осталось под контролем лишь 20% территории города. В нем развернулись настоящие боевые действия между бандами. Самые крупные из них, G-Pep и G9, претендуют на власть. Глава G9 Джимми Шеризье по кличке Барбекю выступает за свержение Анри. Видимо, именно с этим криминальным лидером в первую очередь придется справиться интервентам. Шеризье – бывший полицейский, свою кличку он заработал, по одной версии, из-за того, что его родители продавали уличную еду, по другой – из-за жестоких массовых убийств с применением огнеметов. По некоторым данным, Барбекю какое-то время находился в хороших отношениях с Моизе, который не трогал бандитов, пока они обеспечивали на улицах относительное спокойствие. Впрочем, Шеризье в свое время выступал и за свержение Моизе. Теперь же он пытается отстранить от власти небезгрешного Анри. В общем, кому из главных лиц гаитянской политики верить, непонятно.
Главный научный сотрудник Центра латиноамериканских исследований Института всеобщей истории РАН Андрей Щелчков в разговоре с «НГ» отметил, что положение усугубляет то, что в Гаити практически не с кем вести диалог. Население не организовано, авторитетных политических партий нет, а уровень коррупции в существующих государственных органах запредельно высок. В случае выделения средств формальным властям деньги могут не пойти на борьбу за поддержание порядка, а просто исчезнут в чьих-то карманах, как уже бывало не раз.
«Даже курортные зоны, которые в Гаити еще остались, поделены между преступными группировками. Там безопасность обеспечивают именно они, а не полиция. При этом гуманитарная помощь, даже прямая, не денежная, систематически не доходит по назначению и оказывается на рынках. А миссии, которые бы прямо доставляли ее до нуждающихся, не могут приехать. Требуется опять-таки заручиться гарантией безопасности от бандитов, которые, правда, нарушают свои обещания сплошь и рядом и стреляют куда и когда хотят», – поясняет эксперт.
Он допустил, что внешнее управление могло бы оказаться эффективным с точки зрения восстановления хоть какого-то порядка. Однако прошлое гаитян такому маневру не благоприятствует. У гаитян непростое историческое прошлое в принципе. Они первыми в Латинской Америке получили независимость в 1804 году, но стабильного правительства там, по существу, никогда не было. Это особенно удивительно, если учесть положение страны. Гаити занимает западную часть одноименного острова, на восточной части которого располагается основная часть Доминиканской Республики, куда более успешной и политически, и экономически, чем ее соседка.
«Марионеткой других стран в Гаити готов стать кто угодно, но пока не будет установлено международного полицейского порядка, даже разговаривать будет не с кем. Но если у группировок удастся отвоевать столицу, системных проблем государства это не решит», – считает эксперт.
На перспективы выхода из кризиса он смотрит скептически.
«Налогов никто не платит, медицины нет, а мэры городов имеют свои вооруженные формирования, охраняющие лично их. Кто-то пытается заработать контрабандой в Доминиканскую Республику, но последняя – свободная страна, там мало что запрещено, поэтому особо не заработаешь. Гаити после землетрясения, по сути, находится на содержании ООН, благо страна небольшая и как-то общими усилиями помогать ей можно», – заключает Щелчков.