Боевые действия в Газе обернулись для Израиля не только военными рисками. Фото Reuters
В Израиле обсуждают внутриполитические последствия вооруженной эскалации в секторе Газа, которая выявила несостоятельность подходов премьер-министра Биньямина Нетаньяху к сфере безопасности. Опросы общественного мнения свидетельствуют, что сторонники действующего главы правительства начали переходить в лагерь бывшего министра обороны Бени Ганца. Рейтинги одобрения представителей силовых структур в Израиле пока не особо почувствовали на себе эффект разгоревшейся войны с группировкой ХАМАС, однако к разведсообществу по-прежнему остается очень много вопросов.
О том, что имидж Нетаньяху будет неизбежно подорван, сообщил целый рад экспертов и отставных чиновников. Повод дали соцопросы, проведенные с начала полномасштабной войны. Исследование, которое опубликовано изданием «Маарив», свидетельствует, что не менее 48% граждан Израиля хотели бы видеть новым премьер-министром своей страны экс-министра обороны Бени Ганца, представляющего оппозиционный лагерь. Согласно этим же оценкам, за то, чтобы действующий председатель правительства оставался на посту, высказались только 29% граждан Израиля, а сам уровень поддержки курса Нетаньяху после обострения боевых действий с палестинским радикальным движением ХАМАС упал до отметки в 42%.
«Это конец, – говорит Авив Бушинский, семь лет занимавший пост советника премьера. – Если Нетаньяху не признает этого (ответственности правящей коалиции за то, что произошло с сектором Газа. – «НГ»), народ Израиля укажет ему на дверь». По его словам, компенсировать репутационные потери премьеру не поможет даже план сухопутной операции в палестинском анклаве и демонтаж хамасовской инфраструктуры. «Допустим, он достигнет всех целей войны: Израиль ликвидирует ХАМАС и «Хезболлу» (вторая группировка пока ведет себя осторожно. – «НГ»). Люди до сих пор будут помнить этот ужасный день. Это то, от чего Нетаньяху не может убежать. Это было на его глазах, и халатность произошла на его глазах», – считает Бушинский.
Распространена точка зрения, что чрезвычайное правительство, на формирование которого недавно согласились лидеры правящей коалиции и оппозиции в Израиле, не только даст Нетаньяху возможность оттянуть угрозу для собственной карьеры, но и ретранслировать внутренней аудитории чувство сплоченности и единства, а также нивелировать потенциально опасные политические последствия сомнительных военных решений в рамках сухопутной операции. Но это вызывает скепсис. «Пока это не обещает более широкого единства, – говорит старший эксперт Брукингского института Натан Сакс, комментируя концепцию создания чрезвычайного правительства. – Конечно, Нетаньяху может попытаться какое-то время удержаться у власти, однако это не продлится долго».
Интересно, что социологическое исследование, опубликованное изданием «Маарив», демонстрирует, что представители силового аппарата пока не растеряли общественной поддержки в Израиле. Так, респонденты скорее положительно оценивают фигуры тех, кто обеспечивает безопасность на практике. Действия главы Генерального штаба Герци Халеви одобряют 57% опрошенных, инициативы министра обороны Йоава Галанта встречают поддержку у 54% респондентов. Вместе с тем по меньшей мере 71% граждан еврейского государства абсолютно или частично доверяют Армии обороны Израиля (ЦАХАЛ) в вопросе защиты государства, даже несмотря на трагические события, произошедшие 7 октября на южных рубежах.
Тем не менее силовым структурам приходится объясняться за провал сбора разведданных. Так, выступая на пресс-конференции глава Совета национальной безопасности Израиля Цахи Ханегби признал, что ошибся в оценке намерений группировки ХАМАС и в эффективности фактора сдерживания боевиков. «Это была моя ошибка в оценке ХАМАС, – заявил он. – Моя и всех структур в течение многих лет. Действительно, существовало предположение, что террористы сделали выводы из последних операций, в которых им был нанесен существенный урон». Впрочем, Ханегби выступил с категорическим отказом признавать, что Израиль получал предупреждения о процессе подготовки нападения на Израиль. Об этом ранее сообщил ряд региональных изданий.
Как напоминает Financial Times, в ходе своей предвыборной кампании 2009 года Биньямин Нетаньяху посетил находящийся на юге-западе Израиля город Ашкелон, который систематически подвергается обстрелам со стороны сектора Газа, и пообещал «вернуть безопасность» гражданам Израиля и свергнуть ХАМАС. Использование в выступлениях жестких, граничащих с национализмом нарративов неоднократно позволяло действующему премьер-министру и его сторонникам побеждать на выборах. Это также сформировало его образ, нашедший проявление в прозвище «Мистер безопасность», то есть образ исключительного лидера, который может сохранить мир, не делая при этом болезненных уступок палестинцам, отмечает Financial Times.
Нетаньяху всегда говорил, что хотел бы войти в историю защитником Израиля, напоминает автор одной из биографий премьера Мазал Муаллем. «Все, что происходит сейчас, разрушает это наследие. Самое тревожное событие для еврейского народа со времен Холокоста произошло на юге Израиля при его правом правительстве», – резюмирует он.