Иорданский король Абдалла II предупредил, что миллион палестинских беженцев ни он, ни Египет не примут. Фото Reuters
Проведение наземной операции израильской армии в секторе Газа поставлено под вопрос. С одной стороны, кабинет премьер-министра Биньямина Нетаньяху твердо намерен уничтожить или очень ослабить ХАМАС, что невозможно без полномасштабной военной операции с использованием тяжелой бронетехники. С другой стороны, перспектива приема сотен тысяч, а может, миллионов палестинских беженцев пугает как арабских соседей Израиля, так и страны ЕС. Как-то разрешить ситуацию пытаются США. В среду в Израиль прибывает американский президент Джозеф Байден.
В последние несколько дней госсекретарь США Энтони Блинкен занимается тем, что называют «челночной дипломатией». Он лично проводит переговоры с лидерами государств Ближнего Востока. Во вторник Блинкен второй раз за несколько дней посетил Израиль. До этого он лично встретился с королем Иордании Абдаллой II, главой палестинской национальной администрации Махмудом Аббасом, с президентом ОАЭ шейхом Мохаммедом бин Заидом Аль Нахайяном, премьером Бахрейна Сальманом бин Хамадом и, наконец, наследным принцем Саудовской Аравии Мохаммедом бин Сальманом. Везде, судя по сообщениям СМИ, так или иначе обсуждалась перспектива открытия второго фронта на ливанско-израильской границе, вмешательство в конфликт третьих стран (Сирии и, особенно, Ирана), но в первую очередь – предстоящая наземная операция в секторе Газа. Как провести ее в густонаселенном городе, не превратив в бойню, в которой погибнут многие тысячи человек, остается открытым вопросом.
О предстоящей операции будет говорить и Байден в ходе своего визита в Израиль. Он проведет переговоры с Нетаньяху и другими израильскими чиновниками. Как сказал Блинкен, американский президент «услышит от Израиля, как он будет проводить свои операции таким образом, чтобы свести к минимуму жертвы среди гражданского населения и обеспечить поступление гуманитарной помощи гражданским лицам в Газе способом, который не принесет пользы ХАМАС».
Единственный способ для уменьшения потерь некомбатантов, который сейчас может предложить Израиль, заключается в том, чтобы как можно больше гражданских (израильские власти говорят о миллионе человек) переместилось из города Газа в южную часть сектора Газа. Понятно, что таким образом существенно уменьшить число потерь среди палестинцев не получится.
В Газе и так большие разрушения, а уличные бои среди плотной застройки могут превратить город в груду развалин. Фото Reuters |
В то же время ни США, ни их европейские союзники не ставят под сомнение саму необходимость нанести наземный удар по ХАМАС. Более того, по данным СМИ, Белый дом готов оказать Израилю некоторую помощь. The Wall Street Journal, ссылаясь на источник в Пентагоне, утверждает, что уже отобраны примерно 2 тыс. американских военных для возможной переброски на израильскую территорию. По данным газеты, они не будут принимать участие в боевых действиях, а займутся лишь «консультативной и медицинской помощью» военным Израиля. Впрочем, грань между инструктором и лицом, непосредственно принимающим участие в боевых действиях, очень тонка. Утечка через газету выглядит как предупреждение Ирану, где вариант своего прямого участия в войне, если дело дойдет до израильской наземной операции в секторе Газа, вовсе не исключают.
По мере того как вскрываются новые подробности жестоких убийств, совершенных ХАМАС во время вторжения в Израиль, усиливается давление и на Нетаньяху со стороны израильского общества, и на Байдена со стороны американских политиков. И от президента США, и от главы правительства еврейского государства требуют решительных действий. Телекомпания CNN сообщила о том, что 113 конгрессменов (50 республиканцев и 63 демократа) написали письмо Байдену, где требуют от него наказать все страны, которые, как они считают, поддерживают ХАМАС. В письме упомянуты Турция, Катар и, разумеется, Иран. Законодатели предлагают «сделать все возможное» для прекращения продажи иранской нефти в Китай. Следует добавить, что 18 октября – важная дата для Ирана. В этот день в соответствии с «ядерной сделкой», заключенной в 2015 году, со стороны должны были снять некоторые международные санкции в обмен на отказ от ядерной программы. Сейчас, когда «ядерная сделка» похоронена совместными американо-иранскими усилиями, конгрессмены предлагают «отметить» это событие в Совете Безопасности ООН предложением ввести против Ирана новые, максимально жесткие санкционные меры.