Сразу по прилете в Тель-Авив Эмманюэль Макрон встретился с семьями французов, погибших в результате нападения ХАМАС. Фото Reuters
Вслед за канцлером Германии Олафом Шольцем, президентом США Джозефом Байденом, премьер-министром Великобритании Риши Сунаком и главой правительства Италии Джорджей Мелони с визитом солидарности в Израиль во вторник прилетел президент Франции Эмманюэль Макрон. В ходе встреч с руководителями еврейского государства он призвал Израиль не расширять конфликт с ХАМАС и рассматривать освобождение заложников, которые удерживаются в секторе Газа, как первоочередную задачу.
В конце минувшей недели Макрон рассказал, что отправится на Ближний Восток только в том случае, если ему удастся «добиться полезных вещей» для региона. Такими «полезными вещами» он назвал безопасность Израиля, борьбу с террористическими группировками, отказ от эскалации конфликта и возобновление политического процесса в направлении решения проблемы двух государств – Израиля и Палестины. Именно эти темы он затронул на переговорах в Иерусалиме.
А начал Макрон визит со встречи прямо в аэропорту Бен-Гурион с семьями французских заложников, которых удерживает ХАМАС, пропавших без вести и погибших. В результате нападения ХАМАС на Израиль 7 октября 30 граждан Франции погибли, девять числятся пропавшими без вести или взятыми в заложники.
Затем Макрон отправился в Иерусалим на встречу с президентом Израиля Ицхаком Герцогом. В ходе переговоров он заверил, что Франция сделает все, что в ее силах, чтобы «восстановить мир, безопасность и стабильность» в Израиле и на всем Ближнем Востоке. Вместе с тем французский лидер призвал не расширять конфликт между Израилем и ХАМАС и заявил, что освобождение заложников, удерживаемых в секторе Газа, является главной задачей.
Его встреча с премьер-министром Израиля Биньямином Нетаньяху проходила за закрытыми дверями. По ее завершении Макрон сделал ряд заявлений на пресс-конференции. Так, Франция и Израиль могли бы создать региональную коалицию для борьбы с террористами, «которые угрожают нам всем». По словам Макрона, международная коалиция под руководством США, насчитывающая 86 участников и сражающаяся с «Исламским государством» и «Аль-Каидой» (обе организации запрещены в РФ), могла бы бороться и с ХАМАС.
В то же время французский лидер считает, что эта борьба должна вестись с соблюдением международного права и правил ведения войны. Поэтому он выступил за возобновление подачи электроэнергии и воды в сектор Газа для поддержания работы больниц, но не допуская, чтобы эти ресурсы использовались в военных целях.
Кроме того, Макрон призвал к «решительному возобновлению» политического процесса с палестинцами, согласно которому Иерусалим стал бы столицей обоих государств. «Безопасность Израиля не может быть устойчивой без перезапуска политического процесса с Палестиной», – сказал он, подчеркнув, что ХАМАС не представляет палестинский народ. «С ХАМАС необходимо бороться с помощью силы. А палестинцы должны быть услышаны с позиции разума», – отметил французский лидер и подтвердил, что на вечер вторника у него была запланирована встреча с главой Палестинской национальной администрации Махмудом Аббасом в Рамалле. Он также сообщил, что в среду побывает в других ближневосточных столицах, однако не уточнил, о каких именно странах идет речь.
Между тем визит Макрона на Ближний Восток будет иметь особый резонанс во Франции. Там мусульманские и еврейские общины, крупнейшие в Европе, находятся в напряжении после убийства исламистом учителя, которое французские власти связывают с событиями в секторе Газа.
Как сказала «НГ» заведующая отделом глобальных проблем ИНИОН РАН Наталия Лапина, для Макрона конфликт между Израилем и ХАМАС – это не только вопрос внешней, но и внутренней политики. «Во Франции проживает более 6 млн мусульман, в стране традиционно очень сильны пропалестинские настроения. Несмотря на официальный запрет, начиная с 7 октября во Франции происходят манифестации в поддержку народа Палестины, демонстранты выходят с флагами ХАМАС. Всего этого президент не может не учитывать. Для него важно не допустить конфликта на этнической почве в собственной стране. Тем более что несколько месяцев тому назад во Франции произошли восстания в неблагополучных кварталах. Они длились неделю и затем прекратились, однако остается вопрос, надолго ли», – отметила эксперт.