Фото Reuters
Турецкое руководство решило пожертвовать процессом восстановления отношений с Израилем, чтобы усилить свой имидж защитника Палестины. После того как президент Реджеп Тайип Эрдоган, комментируя обострение вокруг сектора Газа, назвал боевиков ХАМАС борцами и призвал к международному давлению на правительство Биньямина Нетаньяху, израильская сторона обвинила соседа по Средиземноморью в подстрекательстве.
О том, что Израиль категорически не согласен с Турцией, заявил МИД. «Израиль с возмущением отвергает одиозные высказывания турецкого президента о террористах ХАМАС, – говорится в заявлении ведомства. – ХАМАС – отвратительная террористическая организация, которая хуже, чем «Исламское государство» (признано в РФ террористическим и запрещено. – «НГ»), которая жестоко и преднамеренно убивает младенцев, детей, женщин и стариков, берет в заложники мирных жителей и использует свой народ в качестве живого щита». В МИД Израиля подчеркнули, что слова Эрдогана «и его подстрекательство не изменят ужасы, которые видел весь мир».
Поводом для скандала послужило выступление Эрдогана перед соратниками из Партии справедливости и развития (ПСР), в котором он назвал ХАМАС «моджахедами» и призвал к глобальному давлению на кабинет Нетаньяху. Вместе с тем власти республики объявили об отмене планируемых визитов официальных лиц в Израиль, в том числе на высшем уровне. Отдельно турецкие СМИ сообщили о приостановке сотрудничества с Израилем по реализации совместных проектов в энергетики. По этим данным, глава турецкого Минэнерго Алпарслан Байрактар отменил намеченный на ноябрь визит в Израиль, в ходе которого стороны должны были провести переговоры о закупках газа и его транзите в Европу.
Бывший посол Турции в Ираке Унал Чевикоз, который представляет оппозиционный политический лагерь, обратил внимание на то, что вкупе с ужесточением риторики по отношению к Израилю Эрдоган одобрил заявку Швеции на вступление в НАТО. По его словам, так президент Турции мог послать Западу сигнал: «Мы скажем Швеции «окей», но держитесь подальше от наших региональных дел». Чевикоз полагает, что выступление Эрдогана может помешать быстрому восстановлению национальной экономики, вокруг которого западные деловые издания уже заметили положительные признаки.
На фоне выступления Эрдогана, проходившего перед членами ПСР, работа Стамбульской биржи прерывалась на некоторое время из-за срабатывания системы автоматического отключения торгов. Как обращают внимание местные издания, это произошло после того, как основной индекс биржи BIST100 упал на 5%. Вместе с тем наблюдатели обращают внимание на то, что BIST100 завершил торговый день падением на 7,08%. Это самый заметный обвал после февраля. Среди аналитиков растут спекуляции по поводу того, что радикализация турецкой риторики оттолкнет иностранных инвесторов, на привлечение которых, как принято считать, было нацелено формирование нового кабмина после майских выборов.
В разговоре с «НГ» турецкий политолог Керим Хас отметил, что действия Эрдогана могут расходиться с его риторикой. «Не думаю, что он предпримет жесткие шаги против Израиля, – пояснил аналитик. – Эрдоган никогда против Израиля не предпринимал конкретных шагов. Напротив, он создал один из механизмов разрушения фронта потенциальных противников Израиля. Чего только стоит Сирия. Сейчас она не может самостоятельно защищаться. Это большой вклад Турции в безопасность Израиля на десятилетия». Кроме того, рассуждает собеседник «НГ», Эрдоган помогает поставлять нефть на израильский рынок, и его вклад в энергетическую безопасность регионального соседа огромен.
Вместе с тем Хас считает, что тесные отношения между Турцией и верхушкой группировки ХАМАС сыграла на руку израильскому руководству. «Нетаньяху много раз отмечал, что сама концепция поддержки ХАМАС предотвращает создание независимого палестинского государства. То есть если вы продвигаете ХАМАС сильнее, чем Палестинскую автономию, это фактически радикализация и маргинализация положения палестинцев», – считает эксперт. По его словам, даже политика Турции в Восточном Средиземноморье привела к тому, что крупные антагонисты Анкары были вынуждены сблизиться в политическом и экономическом плане с Израилем под эгидой Америки. Это касается прежде всего Кипра и Греции.
Хас напоминает, что Турция не вводила против Израиля серьезного эмбарго даже после 2010 года, когда от ее берегов была отправлена «Флотилия свободы», нацеленная на прорыв израильской блокады сектора Газа. Отношения двух стран перешли в режим жесткой конфронтации. «Тогда объем торговли между Турцией и Израилем вырос в 3,5 раза, увеличились показатели импорта и экспорта, – отмечает эксперт. – И на этом семья Эрдогана тоже зарабатывала». Собеседник «НГ» обращает внимание и на хорошие связи Эрдогана с израильскими лоббистами в США. «И это на фоне попыток убедить турецкую аудиторию в том, что он главный защитник палестинцев», – говорит Хас.
Ужесточение риторики Турции в адрес Израиля эксперт объясняет попыткой ответить на ожидания консервативного религиозного электората. В следующем году республике предстоит пройти через цикл муниципальных выборов, по итогам которых ПСР рассчитывает вернуть себе контроль над ключевыми мегаполисами. Хас допускает, что дополнительной причиной таких сдвигов могли стать ожидания Эрдогана по поводу смены власти в Израиле.