Пресса должна зависеть только от читателя, считают в руководстве ЕС. Фото Depositphotos/PhotoXPress.ru
В Страсбурге началась сессия Европарламента. В ближайшее время евродепутатам предстоит договориться с Еврокомиссией и Евросоветом по законопроекту о свободе средств массовой информации (European media freedom act, ЕMFA) в странах Евросоюза. В случае принятия в той форме, которую предлагает Европарламент, закон кардинально изменит отношения журналистов и национальных органов власти. Возможности госструктур влиять на СМИ в своих странах будут сильно ограничены. Для РФ же новый закон примечателен тем, что его следствием станет гораздо более жесткое и последовательное вытеснение российских медиа из европейского информационного поля, нежели сейчас.
Подходит к концу длившееся почти 15 месяцев обсуждение EMFA. Оно, как и полагается, велось во всех центральных органах власти ЕС. Свою редакцию документа Европарламент подготовил еще в октябре. Послы стран Евросоюза обсудят эти правки на встрече 22 ноября. А 29 ноября встретятся представители Европарламента, Еврокомиссии и Евросовета для обсуждения финальной редакции документа. Есть вероятность, что он будет принят до конца года – возможно, 15 декабря, когда будет саммит лидеров стран ЕС.
На скорейшее принятие EMFA нацелен испанский премьер-министр Педро Санчес. До Нового года Испания – председатель ЕС. Сделать так, чтобы каденция этой страны ознаменовалась каким-либо достижением, Санчесу, только недавно утвержденному на свой пост, да и то не без труда, было бы очень желательно. К тому же у Испании никаких претензий к закону нет, чего не скажешь о некоторых других членах Евросоюза. Это отразилось в характере редакций документа, сделанных Европарламентом и Евросоветом (он, напомним, состоит из высших чиновников всех стран ЕС).
Дело в том, что в законе есть положения, которые во многих странах могут сильно менять отношения журналистов и госорганов, существенно ограничив власти или вообще лишив их возможности влиять на прессу. Так, проект EMFA предусматривает, что каждое СМИ должно указывать в выходных данных своего владельца, и не просто юридическое лицо, а всю структуру собственности. Европарламент предлагает еще и ввести строгую систему контроля за правдивостью этой информации, с введением мер ответственности за ее сокрытие.
Не понравилось, в частности, венгерским и словацким властям положение, ограничивающее возможности государства финансировать СМИ. В EMFA устанавливается предельный порог объемов рекламы, которую госорганы имеют право давать. В законе есть меры и против монополизации рынка СМИ, в том числе частными лицами.
Наконец, в документе ограничивается перечень оснований, по которым против журналистов могут проводиться оперативные мероприятия. EMFA разрешает прослушивать и просматривать журналистские телефоны и электронные устройства, только если их владелец стал фигурантом дела о терроризме или преступления столь же высокой социальной опасности. Инициатор этой новации – также Европарламент, где проводилось расследование в связи с использованием шпионской программы Pegasus. Она была разработана в Израиле для слежки за подозреваемыми в терроризме, но потом ее начали поставлять на экспорт. Программу покупали разные правительства – и демократические, и авторитарные. В Евросоюзе, как установило расследование Европарламента, Pegasus приобрели и использовали, помимо прочего, для слежки за журналистами как минимум 14 государств. В докладе евродепутатов, опубликованном год назад, самые большие претензии в связи с этим предъявлены Польше и Венгрии. А в сентябре этого года опубликован еще и доклад Парламентской ассамблеи Совета Европы. В нем вопросы по использованию Pegasus для слежки за журналистами адресованы в первую очередь Венгрии и Азербайджану.
В законе интересен и пункт о создании на уровне ЕС единого органа, следящего за соблюдением принципа свободы прессы и телевидения – Европейского совета по вопросам медиауслуг (European Board for Media Services, EBMS). В своей работе он напрямую коснется России. В его функции предлагается включить координацию «регулятивных мер в отношении неевропейских СМИ, которые представляют угрозу общественной безопасности, с тем чтобы не допустить обхода применяемых в ЕС норм этими СМИ». Следовательно, например, немногие российские медиа, все еще работающие после введения санкций в Европе, вынуждены будут отчитываться о своей структуре собственности.
Финальное обсуждение закона легким не будет. В прошлом году парламенты четырех стран – Франции, Германии, Дании и Венгрии – выступили против самой идеи EMFA. Их аргументация, различаясь в нюансах, сходилась в одном: органы власти ЕС превышают свои полномочия, вмешиваясь в вопросы, которые должны регулироваться исключительно национальным законодательством. Такую аргументацию они, вероятно, будут использовать и сейчас. Однако и Еврокомиссия, и Европарламент отступать не собираются. Ведь принятие закона – по существу, часть реформы ЕС, которая позволит этому объединению расшириться, включив в свой состав только те страны, где демократические нормы соблюдаются неукоснительно.