Сэм Альтман превратился из жертвы первоначального увольнения в его выгодополучателя. Фото Reuters
Сэм Альтман возвращается на должность генерального директора OpenAI после того, как 700 из 770 сотрудников компании подписали письмо, в котором угрожали уволиться, если смещенного советом директоров главу не вернут на прежний пост. Правление компании поменяется, и выгоду от изменений получит Альтман в виде более лояльного совета директоров. Политики опасаются, что влияние происходящего в сфере искусственного интеллекта (ИИ) возрастет, и задумываются о регулировании.
В Белом доме всерьез обеспокоены той драмой, которая развернулась вокруг увольнения и возвращения в OpenAI ее генерального директора, пишет Politico. Издание отмечает, что Альтман пользовался доверием конгрессменов после майского выступления, поскольку честно и открыто рассказывал о возможностях и угрозах ИИ. Он не просто выразил готовность к тому, чтобы возможности технологии и доступ к ней в той или иной степени законодательно ограничивались, а сам призывал к более активным, но гибким мерам.
Однако в совете директоров накануне его увольнения в минувшую пятницу думали иначе. Именно отсутствие доверия у правления названо главной причиной того, что Альтман был отправлен в отставку. Журналисты считают, что дело в разногласиях Альтмана с Ильей Суцкевером: у двух талантливых разработчиков ИИ были разногласия по поводу того, как компании следует развиваться. Причем Суцкевер настаивал на том, что Альтман угрозе ИИ уделяет недостаточно внимания. Именно Суцкевер объявил Альтману об увольнении по видеосвязи перед советом директоров, хотя впоследствии заявил, что сожалеет о том, что он сделал вместе с правлением.
Значительно выиграла от произошедшего Microsoft. Гендиректор компании Сатья Наделла встал на сторону Альтмана и сразу нанял его и другого основателя OpenAI, уволившегося в знак протеста против действий совета директоров – Грега Брокмана (кстати, он входил в совет директоров, но в момент увольнения отсутствовал. – «НГ»). Microsoft, вложившая в стартап порядка 13 млрд долл., владеет 49% акций OpenAI. При этом компания осталась, по сути, независимой от своих в каком-то смысле хозяев и самостоятельно принимала решения, даже не уведомляя о них.
Теперь такой вольницы у OpenAI скорее всего уже не будет, к тому же акции Microsoft пошли вверх. Альтман же получил куда более лояльный совет директоров, но насколько ему позволят быть независимым, все равно остается вопросом. Так или иначе, возник весьма интересный прецедент: сотрудникам удалось добиться возвращения руководителя, несмотря на решение совета директоров. Правда, не лишним будет отметить, что в Microsoft гарантировали трудоустройство ушедшим из OpenAI сотрудникам, и это придало им уверенности в борьбе за своего руководителя.
Однако не факт, что Microsoft в конечном счете окажется в выигрыше. Как отмечает портал финансовых новостей The Street, до настоящего момента компания практически не несла ответственности за деятельность OpenAI, получая при этом основную часть прибыли за нее. Теперь же в случае провалов стартапа тень на Microsoft будет ложиться более отчетливая. А увеличение отчетности OpenAI может негативно повлиять на креативность сотрудников. Кроме того, у Белого дома, Конгресса и Федеральной торговой комиссии могут возникнуть большие вопросы касательно того, что Microsoft превращается в монополиста в сфере ИИ. В каком-то смысле самостоятельность OpenAI позволяла избежать этой темы.
Усиление желания активнее регулировать сферу ИИ в США налицо. Ранее бдительность в Вашингтоне была усыплена: тема ИИ к лету и осени сошла на нет, а ведущие бизнесмены и ученые успокоили политиков. Не было прорывных решений и на конференции в британском Блетчли-парке (см. «НГ» от 01.11.23). На Капитолийском холме вполне могут решить, что настало время снова «встряхнуть» Кремниевую долину в вопросе безопасности ИИ.