Герт Вилдерс, выиграв выборы на волне антииммигрантских настроений, стал героем прессы и проблемой для истеблишмента страны. Фото Reuters
На парламентских выборах в Нидерландах, согласно предварительному подсчету голосов, победу одержала Партия свободы – ультраправая организация, которую ее критики считают ксенофобской и подозревают в намерении сблизиться с РФ. Ее успех во многом объясняется неспособностью нынешнего правительства справиться с миграционным кризисом, из-за чего досрочное голосование и понадобилось. Однако весьма вероятно, что лидер партии Герт Вилдерс не сможет создать коалицию и стать премьер-министром, особенно если его не поддержат умеренно правые силы.
Политическое цунами – так в западных СМИ охарактеризовали результаты выборов в Палату представителей (нижнюю палату парламента страны), прошедших 22 ноября. Как выяснилось в четверг, после подсчета 99,2% голосов Партия свободы получила поддержку 23,5% избирателей. Она впервые в своей истории стала пусть и не абсолютным, но все же победителем выборов. У нее будет 37 мест в 150-местной Палате представителей. Партия Вилдерса очень прибавила в сравнении с выборами 2021 года, когда она получила лишь 10,7% голосов. Тогда победу одержала Народная партия за свободу и демократию (НПСД) во главе с нынешним и.о. премьер-министра Марком Рютте.
Он возглавлял правительство 13 лет, но в июле подал в отставку. Причиной его ухода стал миграционный вопрос. «Тефлоновый Марк» в ультимативном порядке потребовал от своих союзников по коалиции принять пакет законов, включающий в себя в том числе введение квот на въезд в страну родственников беженцев. На его условия не согласились, и коалиция распалась. Сам Рютте заявил, что в выборах больше участвовать не будет (см. «НГ» от 11.07.23). Свое будущее он теперь связывает с НАТО. Рютте – кандидат номер один на пост генсека альянса, выборы которого состоятся в следующем году. Не факт, что он их легко выиграет. А вот на родине много лет возглавлявшаяся Рютте Народная партия за свободу и демократию уже может считать себя проигравшей. Под руководством министра юстиции и безопасности Дилан Йешилгёз-Зегериус она заняла лишь обидное для ведущей в течение многих лет политической силы страны третье место с 15,1% голосов. Однопартийцам Рютте остается надеяться только на успех в переговорах о создании правящей коалиции. В четверг Йешилгёз-Зегериус заявила, что не верит в возможность формирования правительства во главе с Вилдерсом.
Альянс «зеленых» и Трудовой партии получил второе место и 15,5% голосов. Его глава Франс Тиммерманс сразу сказал, что сотрудничать с Вилдерсом он не собирается. Удачно выступила новая правая политическая сила – партия «Новый общественный договор», с ходу получив 12,8% голосов и 20 мест в парламенте. В случае если Вилдерс нацелен на создание правой коалиции, без помощи этой партии, возглавляемой известным критиком России, бывшим представителем Нидерландов в ПАСЕ Питером Омцигом, ему не обойтись.
Приятным для Вилдерса сюрпризом выборов стал успех Фермерско-гражданского движения Каролины Ван дер Плас. Эта сила, имеющая легкий правый уклон с налетом евроскептицизма, набрала 4,7% голосов в сравнении с 1% в 2021 году и заняла семь мест вместо одного. Ван дер Плас – единственный прошедший в парламент политик, допускающий коалицию с Партией свободы. А вот у принципиальных противников Вилдерса – партии «Демократы 66» дела не задались: левые потеряли 15 мест в парламенте. От них в Палате представителей будут заседать лишь 9 человек.
Явного большинства ни у одной партии не будет. А значит, создание коалиции потребует значительных усилий, времени и компромиссов. В такой ситуации не исключено, что ключевую роль может сыграть НПСД. Совсем сбрасывать со счетов вариант, при котором эта партия пойдет на тактический союз с Вилдерсом, не стоит. Все-таки НПСД и ее нынешний лидер тоже выступают за ограничение миграции. Таков парадокс: с наплывом беженцев борется Йешилгёз-Зегериус, родившаяся в Анкаре в турецко-курдской семье и приехавшая в страну именно как член семьи беженца. Это тренд в европейской политике. Например, уже бывшая глава британского МВД Суэлла Браверман тоже имеет жесткие взгляды на миграцию, несмотря на то, что сама родом из Африки.
И все же Партия свободы даже по миграционному вопросу слишком радикальна. Если Йешилгёз-Зегериус лишь призывает ограничить въезд родственников просителей убежища, то Вилдерс выступает за закрытие страны для мигрантов из исламских стран в принципе, за запрет хиджабов и богослужений в мечетях. Ни одна партия не поддерживает его позицию по украино-российскому конфликту. Он – за прекращение поставок оружия Киеву и против приема в ЕС новых членов. С такими взглядами переговоры с любой партией будут непростыми. В прошлый раз на окончательное формирование коалиции понадобилось чуть меньше года. Сейчас, возможно, потребуется больше.
Вилдерса с победой поздравили правые политики со всей Европы. В их числе премьер-министр Венгрии Виктор Орбан и экс-лидер французского «Национального объединения» Марин Ле Пен. К когорте этих политиков, безусловно, следует отнести и лидера Партии свободы. Сам Вилдерс на встрече со сторонниками тоже заговорил о цунами – но «цунами беженцев», якобы захлестнувшем страну. Газета Politico назвала его «кошмаром» для ЕС. Вилдерс не раз положительно отзывался о брекзите. Это не значит, что страна, стань он премьером, обязательно выйдет из ЕС. Евроскептические настроения в Нидерландах менее распространены, чем в Великобритании. Успех Вилдерса объясняется прежде всего радикальной антииммигрантской риторикой. Граждане одной из самых толерантных стран Европы явно устали от неспособности привычных им партий и лидеров решить проблему нарастающего притока беженцев из Африки и Азии. Но руководство ЕС, конечно, будет не в восторге, если Вилдерс войдет в правительство. Одно уже это, учитывая значительную вовлеченность Нидерландов в общеевропейские дела, снижает его шансы.