Калифорнийский сенатор Джим Риш - единственный трампист из авторов законопроекта. Фото Reuters
В новом году повысится вероятность массовой конфискации активов граждан РФ, которых в США считают связанными с окружением Владимира Путина. Сенаторы от Республиканской и Демократической партий выступили с законопроектом, упрощающим правила такой конфискации. Документ будет рассмотрен скорее всего в начале 2024 года. Более того, авторы законопроекта заявляют, что затем последует новая законодательная инициатива, позволяющая уже конфисковать по упрощенной схеме арестованные активы российского государства. Изъятые средства предлагается передать Украине.
Авторы законопроекта: сенаторы-демократы Шелдон Уайтхауз (представляет штат Род-Айленд), Стив Коэн (штат Теннесси), а также сенаторы-республиканцы Линдси Грэм (Южная Каролина), объявленный в мае этого года в розыск МВД РФ, и Джо Уилсон (Южная Каролина). Кроме того, соавторами законопроекта являются сенаторы-демократы Ричард Блюменталь (штат Коннектикут) и Майкл Беннет (штат Колорадо) и давний критик российской политики сенатор-республиканец от Калифорнии Джим Риш. Последний – единственный из всех республиканцев, участвующих в разработке документа, кто может быть назван, с известным допущением, сторонником Дональда Трампа.
Ключевой пункт документа заключается в отмене лимитов стоимости активов, которые подлежат административной конфискации. Сейчас этот лимит составляет 500 тыс. долл. Проще говоря, законопроект позволяет конфисковывать любые собственность или вклад на территории США, принадлежащие людям, включенным в американские санкционные списки. Передача конфискованного Украине должна оформляться решением американского Минюста. Говоря о необходимости принятия данного законопроекта, Грэм назвал Россию «мафиозным государством». «Я хочу, чтобы Министерство юстиции, Министерство финансов и партнеры из правоохранительных органов вошли и отобрали квартиры, произведения искусства и яхты у кучки головорезов и мошенников», – сказал он.
Прочие американские сенаторы выражались не столь эмоционально, но в целом смысл их выступлений был один: им не нравится, что действующее законодательство не позволяет быстро конфисковывать арестованные средства и направлять их на помощь Украине. Пока был всего один случай такого рода. В феврале 2023 года глава Министерства юстиции Меррик Гарланд, с разрешения суда в Нью-Йорке, санкционировал передачу Украине 5,4 млн долл., конфискованных у российского бизнесмена Константина Малофеева.
Это капля в море из того, что американцы выявили. В сентябре Минфин США по итогам заседания особой межгосударственной структуры, занимающейся выявлением подсанкционных российских активов – Рабочей группы по российским элитам, доверенным лицам и олигархам (Russian Elites, Proxies, and Oligarchs Task Force, REPO), – сообщал о том, что всего в мире заблокировано на сумму примерно 280 млрд долл. Если же говорить об активах российских частных лиц в США, то, согласно данным американского Минюста, сумма арестованного составляет около 500 млн.
Как неоднократно заявлялось в Конгрессе, конфискация проходит медленно как раз из-за отсутствия надлежащей законодательной базы. Кроме того, тот же сенатор Грэм обращал внимание на тенденцию, которая его, как он выразился, пугает: российские бизнесмены через суды добиваются исключения из санкционных списков. Последнее решение такого рода было принято судом Евросоюза. Он постановил отменить санкции против бизнесмена Александра Пумпянского, отказав ему, правда, в выплате 100 тыс. евро в качестве компенсации. При этом в суде ЕС, по данным агентства Bloomberg, лежит более 30 исков об исключении из санкционных списков.
Следует заметить, что в этом году сенаторы уже неоднократно вносили те или иные инициативы, касающиеся конфискации арестованных российских средств. Предлагаемые законопроекты еще не приняты, но работа в данном направлении определенно идет, и не только в США. Так, Еврокомиссия с октября занимается подготовкой предложений по конфискации российских активов. Вариант, при котором Украину будут восстанавливать не за счет европейского налогоплательщика, а за счет РФ, европейским политикам очень нравится. Правда, и юридическую сложность конфискации активов они тоже осознают. Поэтому на форсировании этого процесса настаивают только в тех странах, где или не было российской собственности, или мало что удалось арестовать. Так, стать первой страной Европы, которая узаконит конфискацию такого рода, намерена Эстония, где выявлено российских активов лишь на 20 млн евро из 19 млрд, замороженных во всем ЕС.