Боевики развлекаются на захваченном судне Galaxy Leader, пока его экипаж томится в плену. Фото Reuters
Угроза, которую военная активность йеменских хуситов создала для судоходства на фоне эскалации вокруг сектора Газа, нависла не только над Израилем, но и над Египтом. Представители отрасли начали перенаправлять свои суда подальше от Красного моря, опасаясь пиратского захвата или ракетных обстрелов. Региональные издания считают, что это может ударить по трафику, который проходит через Суэцкий канал. Такого сценария опасается прежде всего египетская сторона, которая получает рекордные поступления в госбюджет от работы международного торгового маршрута.
Деловое издание Globes прогнозирует, что тенденция на поиск альтернативных торговых путей в обход Красного моря может приобрести массовый характер. Оно обращает внимание на то, что израильская компания морского судоходства ZIM перенаправила свои суда, шедшие в еврейское государство, в обход Африки, в то время как на аналогичные меры пришлось пойти и датскому гиганту Maersk, который арендует у базирующейся в Хайфе компании XT Group как минимум два судна. Причина заключается в страхе перед действующим в Йемене хуситским движением «Ансар Аллах», которое решило деятельно поддержать движение ХАМАС, бросив вызов не только израильским кораблям, но и международному транзиту в принципе.
Судоходные компании, в том числе с израильским капиталом, требуют от заинтересованных международных игроков усилить военную защиту морских маршрутов на Ближнем Востоке. Руководитель отдела безопасности Балтийского и международного морского совета (BIMCO) Джейкоб Ларсен заявил, что повысившийся с 7 октября риск военных нападений в море указывает на необходимость привлечения существенных военных сил и мобилизации большего количества ресурсов. «Когда приходят сообщения, что три судна подверглись нападениям в один и тот же день и в одном и том же географическом районе, вы понимаете, что торговый флот не сможет обеспечить безопасность собственными силами, нам не хватает ресурсов», – пояснил он.
США заявили, что намерены создать военно-морскую оперативную группу для сопровождения коммерческих судов в районе Красного моря. «Мы ведем переговоры с другими странами о создании своего рода морской оперативной группы с участием кораблей стран-партнеров наряду с США для обеспечения безопасного прохода», – заявил накануне помощник президента США по национальной безопасности Джейк Салливан. По его словам, несмотря на то что хуситы «держат палец на спусковом крючке», в конечном итоге ответственность несут иранские спонсоры йеменской группировки. «Оружие здесь поставляется Ираном, – подчеркнул чиновник. – Мы считаем, что Иран является основной стороной, которая несет ответственность за это».
По данным американского Управления энергетической информации (EIA), примерно десятая часть морских нефтяных поставок проходит через Красное море. Те же пути используются для транзита грузов, которые идут из Азии. Принято считать, что именно через Красное море европейские импортеры получают углеводороды, поступающие из Ближневосточного региона. Отдельный вопрос – это Баб-эль-Мандебский пролив, который представляет собой узкий морской коридор между Африканским Рогом и Ближним Востоком. Этот район более уязвим для блокировки: в эпоху бывшего президента США Дональда Трампа хуситские повстанцы прибегали к обстрелам торговых танкеров, чтобы надавить на Вашингтон и региональные столицы.
Ситуация с активизацией близких к Тегерану вооруженных элементов в морском пространстве представляет серьезный вызов не только для Израиля, который заботят перебои внутри цепочки поставок и рост цен, но и для Египта, который опасается ослабления потока через Суэцкий канал. На этот путь приходится около 12% мировой торговли, включая 5% сырой нефти, 8% сжиженного природного газа (СПГ) и 10% нефтепродуктов. Ежедневно через Суэцкий канал проходят 50 судов, что составляет 30% мирового контейнерного трафика.
Доходность пути в последние годы росла, что помогало египетскому бюджету. Так, данные Suez Canal Authority’s (SCA) свидетельствуют, что выручка от работы Суэцкого канала достигла рекордных 7 млрд долл. в 2021/22 финансовом году. Если сравнивать с итогами предыдущего периода (5,8 млрд долл.), то она увеличилась более чем на 20%. Это может быть обусловлено как ростом трафика, так и серией повышений оплаты за транзит. В SCA объясняли увеличение платежей и отмену скидок ростом мировой торговли и необходимостью модернизации водного пути.
Издание Globes отмечает, что в качестве альтернативы опасному району торговые суда, которые идут со стороны запада, могут плыть вокруг южной оконечности Африки на восток через Индийский океан. «Эти изменения стоят миллионы долларов, что, расширяя цепочки поставок, также нанесет прямой ущерб доходам Египта», – отмечает портал.
Руководство Арабской Республики во главе с президентом Абдель Фаттахом ас-Сиси вкладывает в развитие Суэцкого канала около 4% всех государственных инвестиций. Так, соответствующие вливания в первом полугодии 2022 года выросли на 25% и составили около 390 млн. долл. Однако Египет находится под бременем международных долгов, и это многократно увеличивает для него финансовую ответственность.
На этой неделе Каир вступает в очередной электоральный цикл. 10–12 декабря в Египте должна состояться президентская гонка, по итогам которой, как ожидается, ас-Сиси будет переизбран благодаря административному ресурсу и подавлению инакомыслия. Но экономические проблемы все равно потребуют решения на каком-то этапе. Недавно сразу три международных агентства Moody’s, S&P и Fitch понизили суверенный рейтинг Каира еще на одну ступень.
Как замечают наблюдатели, война в секторе Газа, конечно, привела к международной солидаризации с Египтом как основным гарантом палестинцев, однако это не вылилось в обещания финансовой поддержки, в том числе со стороны Персидского залива, на финансовые вливания которого долгие годы привыкла опираться Арабская Республика.