Генеральный директор Apple Тим Кук лично участвовал в открытии магазина своей фирмы в Мумбаи. Фото Reuters
Неофициальные связи между Индией и Тайванем укрепляются. В Мумбаи, а ранее в двух других городах Индии открылся экономический и культурный центр Тайбэя – де-факто консульство Тайваня. Расширяются и экономические контакты. Тайваньская фирма Foxconn, выпускающая компоненты для технологического гиганта Apple, решила перевести часть своего производства из Китая в Индию. Готовится к подписанию пакт, дающий индийцам возможность работать на острове. К неудовольствию Пекина, контакты Тайбэя и Дели перешли в военную сферу. По мнению эксперта, для Индии Тайвань стал противовесом нажиму со стороны Китая.
Джабин Джакоб, сотрудник Университета Shiv Nadar в Индии, говорит, что отношения Дели с Тайбэем развивались на основе совпадения их экономических, а впоследствии и стратегических интересов. Это происходило в результате того, что Китай усилил давление на Индию по вопросу границы, так же как на Тайвань, который он считает своей отколовшейся провинцией. Это и послужило стимулом к сближению Дели с Тайбэем.
А ведь Дели еще в 1950 году официально признал КНР единственной законной властью в Китае и во время холодной войны не поддерживал официальных связей с Тайванем. Только после крушения Советского Союза Индия стала проводить курс «смотрим на Восток», стремясь повысить свой статус в регионе Восточной Азии и воспрепятствовать росту влияния Китая.
Джеф Смит, американский эксперт по Китаю, считает, что это был пробный период, когда Дели был очень осторожен, стараясь учесть чрезвычайную чувствительность Пекина по тайваньской проблеме. Но по мере того, как внешняя политика Китая под руководством председателя КНР Си Цзиньпина становилась все более напористой, Дели занял более твердую позицию по отношению к Пекину. А тектонический сдвиг в их отношениях произошел в июне 2020 года – после того как в результате инцидента на спорной границе в Гималаях погибли по крайней мере 20 индийских солдат и 4 китайских солдата, пишет газета South China Morning Post. До этого Си Цзиньпин и премьер-министр Индии Нарендра Моди стремились поддерживать теплый характер взаимодействия двух держав. В 2018 году Моди посетил китайский город Ухань. А Си наведался в Индию в следующем году. Но после стычки на границе взаимное доверие испарилось.
На этом фоне Индия стала активизировать связи с Тайванем. По мнению Смита, дипломатическое пространство для Тайваня сужается. Ведь только 12 государств продолжают поддерживать с ним отношения как с суверенной страной. Но другие государства тем не менее расширяют неформальные связи с Тайванем, и Индия – наиболее важное из них.
Моди интенсивно работал с Тайванем еще до того, как почти 10 лет назад вышел на авансцену Индии. В 1999 году он посетил Тайвань в роли генерального секретаря партии Бхаратия Джаната парти. В 2011-м он в качестве главного министра штата Гуджарат принимал тайваньскую делегацию.
Комментаторы подчеркивают, что с 2001 по 2021 год торговля Индии с Тайванем увеличилась с 1 млрд до 7 млрд долл. Но еще больший резонанс в Азии вызывает то, что такой игрок, как тайваньский Foxconn, выпускающий компоненты для технологического гиганта Apple, решил перевести часть своего производства из Китая в Индию. Его инвестиции за пределами Поднебесной достигнут 1,6 млрд долл. Причем в связи с замедлением экономики КНР, по данным газеты Economic Times, хотят работать в Индии и 17 китайских фирм, связанных с Apple. Они запросили на это разрешение у индийского правительства. Собирается построить предприятие по выпуску полупроводников и тайваньская компания Taiwan Semiconductor Manufacturing Company (TSMC).
Такой тренд понятен. Согласно прогнозу агентства S&P, Индия к 2030 году превратится в третью экономику мира, следуя за США и Китаем.
В беседе с «НГ» Алексей Куприянов, руководитель Центра Индоокеанского региона ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН, отметил: «Для Индии отношения с Тайванем становятся важной картой в противостоянии с Китаем. Но Дели вряд ли отойдет от курса «Один Китай».