Руководитель политического бюро (первый слева) Исмаил Хания отправляется в Египет. Фото Reuters
Египет принял у себя 20 декабря делегацию политического бюро ХАМАС. Одной из основных тем стала возможность новой сделки с Израилем по обмену заложниками. Процесс был прерван 1 декабря, когда правительство Биньямина Нетаньяху обвинило боевиков в нарушении перемирия и объявило о возобновлении боевых действий. Согласование нового гуманитарного обмена может быть осложнено противоречиями внутри ХАМАС.
То, что руководитель политического бюро ХАМАС Исмаил Хания прибыл в Египет, официально подтвердили в движении. Незадолго до поездки западные СМИ проинформировали, что делегация высокопоставленных представителей группировки планирует обсудить с главой Управления общей разведки Египта Аббасом Камелем параметры новой сделки по освобождению заложников.
Вслед за хамасовцами в ближайшие дни Каир должна посетить и делегация Палестинского исламского джихада (ПИД), другой группировки, действующей в секторе Газа. «Во время визита в Египет мы обсудим пути прекращения агрессии и сделку по обмену заложников, – сообщил глава ПИД Зияд ан-Наххаля. – Мы едем в Каир с четким видением: необходимо прекратить агрессию, вывести силы противника из сектора Газа и восстановить анклав».
У ПИД, как следует из комментариев ан-Наххаля, есть свое видение возможного обмена заложников на заключенных. «Обмен состоится по принципу «всех на всех» и в рамках политического процесса, с которым будут согласны все палестинские политические силы под руководством ХАМАС», – пояснил он.
Агентство Reuters со ссылкой на свои источники накануне сообщило, что стороны обсуждают перспективу того, что в рамках нового перемирия ХАМАС вернет группу израильских заложников в обмен на освобождение некоторых палестинских заключенных. Число тех, кого должны обменять, пока обсуждается. Израильская сторона, как отмечает Reuters, настаивает на том, чтобы в список для обмена были включены женщины и больные мужчины.
По сведениям портала Axios, правительство Нетаньяху предложило руководству ХАМАС собственный вариант гуманитарной сделки: недельное прекращение огня в обмен на освобождение почти 40 удерживаемых в секторе Газа заложников.
В это время политбюро ХАМАС посылает сигналы о готовности проявить дипломатическую гибкость и отказаться от концепции бесконечного конфликта. В разговоре с The Wall Street Journal член политического крыла Хусам Бадран заявил, что его соратники сражаются не только потому, что хотят сражаться. «Мы не сторонники игры с нулевой суммой, – уверил он. – Мы хотим, чтобы война закончилась». Издание называет эти комментарии высокопоставленного хамасовца «резким поворотом» по сравнению с тем, что звучало со стороны ключевых командиров движения с 7 октября, когда вокруг сектора Газа вспыхнула полномасштабная война.
Отдельно Бадран проинформировал, что политбюро ведет переговоры с другими палестинскими фракциями о том, как должно выглядеть послевоенное устройство арабских районов. В частности, диалог налажен с Организацией освобождения Палестины (ФАТХ), с которой, как отмечает The Wall Street Journal, представители политической ветви ХАМАС не против взаимодействовать в рамках одного лагеря, несмотря на исторически противоречивые отношения. «Мы хотим создать палестинское государство в Газе, на Западном берегу реки Иордан и в Иерусалиме, – обратил внимание Бадран. – Это будет национальный диалог. Мы всегда говорили, что в Организацию освобождения Палестины можно включить любую палестинскую фракцию».
В этих межпалестинских переговорах, согласно сообщениям, участвуют такие представители ХАМАС, как Хания и Халед Машаль, в то время как организация ФАТХ представлена генсеком исполкома Хусейном аль-Шейхом, человеком номер два внутри организации и наиболее вероятным преемником нынешнего палестинского лидера Махмуда Аббаса. Аль-Шейх не только отвечает за переговоры, но и является главным связующим звеном с израильским правительством.
Бадран дал понять, что коалиционный подход должен облегчить переговоры с международным сообществом и помочь завоевать доверие у критиков. Особенно это касается европейских государств, которые не желают вести какие-либо контакты с ХАМАС. Вместе с тем Бадран делает оговорку, что у его соратников нет никакого желания выполнять такие требования Израиля, как демилитаризация.
Судя по всему, переговоры между ХАМАС и ФАТХ ведутся за спиной у хамасовского вооруженного крыла, ключевой представитель которого Яхья Синвар, организатор сухопутного вторжения 7 октября и «самый разыскиваемый человек» в секторе Газа по версии Израиля, по слухам, возмущен самой идеей каких-либо политических слияний. Синвар, как утверждает его окружение, придерживается радикальных взглядов на конфликт и считает, что война еще не проиграна. По его оценкам, на компромисс идти пока слишком рано.
С учетом того, что, как сообщалось ранее, именно Синвар несет ответственность за согласование сделок по обмену заложниками и их параметров, от его настроя будет зависеть очень многое. Если его разногласия с политическим бюро, выразившим готовность к дипломатии, достигнут пика, то это может отразиться на качестве переговорного процесса между ХАМАС и израильским руководством.