Поток нелегалов, стремящихся попасть в Великобританию через пролив Ла-Манш, не уменьшается. Фото Reuters
Премьер-министр Британии Риши Сунак проходит грозное испытание. Его однопартийцы-консерваторы разделились в мнении о законопроекте о депортациях нелегальных мигрантов в Руанду. Более радикально настроенные тори хотят максимально жестких мер. Верховный суд и оппозиция настаивают на незаконности депортаций в Африку. Впрочем, политически более рискованным для Даунинг-стрит является раскол в самой правящей партии. Это снижает и так небольшие шансы Консервативной партии на победу в 2025 году, когда будут парламентские выборы.
Долгое время Сунак был противником идеи отправки нелегалов в африканскую страну. Он считал это неприемлемым по этическим соображениям. Однако время и политическая обстановка поменяли его точку зрения. Правда, она сейчас много мягче, чем у значительной части тори. Оппоненты Сунака из его же партии хотят, чтобы Лондон полностью игнорировал решения Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ), из-за которых первый рейс с нелегалами так и не вылетел в Руанду. Среди сторонников жестких мер есть те, кто активно работал с Сунаком или соперничал с ним за место главы Консервативной партии: Борис Джонсон, Суэлла Браверман, Элизабет Трасс. Если первый уже не является членом Палаты общин, то Браверман и Трасс продолжают быть парламентариями. Накануне заседания Палаты общин о своей отставке объявили два заместителя Сунака: Ли Андерсон и Брэндон Кларк-Смит. Вместе с ними ушла в отставку и Джейн Стивенсон – личный секретарь партии в парламенте. Все они требуют ужесточения законопроекта.
Большой резонанс спорам в партии придает и недавняя новость о том, что три дня назад лодка с нелегалами, пересекавшая Ла-Манш, перевернулась, в результате чего погибли пять человек. Напомним, ранее Верховный суд Британии признал план депортаций в Руанду незаконным: нет уверенности, что власти этой страны не вышлют соискателей политического убежища на их родину (см. «НГ» от 16.11.23). В Кигали, причем почти сразу после своего назначения, пришлось лететь главе МВД Джеймсу Клеверли, чтобы заключить новое соглашение.
Оно составлено аккуратно и в осторожной манере, чтобы избежать дальнейших судебных исков. Однако и это соглашение не устроило радикально настроенных тори. Член Палаты общин от тори Роберт Дженрик подчеркнул, что даже такой вариант закона не соответствует министерскому коду, то есть правилам поведения министров. В подтверждение своих слов он сослался на мнение генпрокурора Виктории Прентис. В итоге против законопроекта могут проголосовать как часть консерваторов, так и парламентская оппозиция. Лейбористскую партию не устраивает сама идея отправки нелегалов в Руанду.
Раскол в партии грозит тори большими последствиями, вплоть до досрочных выборов, пишет газета The Independent. Однако на практике при нынешних низких рейтингах тори на такой шаг они вряд ли пойдут.
Старший научный сотрудник Центра британских исследований Института Европы РАН Олег Охошин в разговоре с «НГ» отметил, что Консервативной партии раскола желательно избежать любыми способами. Он поставит ее в еще более уязвимое положение на парламентских выборах в 2025 году. Уже в 2023 году аналитики предсказывали победу лейбористов. Это актуально и сейчас, однако теперь у главной оппозиционной партии может появиться шанс не просто победить, но сделать то, что удалось тори в 2019 году, – получить абсолютное большинство в парламенте.
«Потрясения тори не нужны. Но раскол имеет уже глубокий характер и касается других тем: оценки торговых отношений и конфликта на Ближнем Востоке. Сейчас активизировалось правое крыло во главе с лидерами мнений: Джонсоном и Браверман. При этом вопрос депортаций окажет большое влияние в мировом масштабе, поскольку может быть серьезно нарушено международное право», – говорит эксперт.
Он полагает, что действия тори могут ухудшить отношения с ЕС, которые в какой-то степени начали при Сунаке налаживаться.
«Подход Консервативной партии многие в Европе считают неверным. Но это мнение поддерживают и в самом Соединенном Королевстве. Правительство наталкивается на сопротивление Верховного суда, и конфликт ветвей власти может стать более жестким», – считает Охошин.