Глава Генштаба Герци Халеви (в центре) лично проверяет состояние израильских подразделений. Фото Reuters
Обстановка на израильско-ливанской границе все более обостряется. «Хезболла» чаще обстреливает территорию Израиля, чем ХАМАС, и Израиль ежедневно наносит авиаудары по югу Ливана. На этом фоне начальник израильского Генштаба Герци Халеви заявил о возросшей вероятности войны с «Хезболлой». А президент Израиля Ицхак Герцог призвал к созданию широкой коалиции против, как он выразился, империи зла – Ирана
С октября 2023 года в Израиле не говорили так определенно о перспективах открытия второго – северного – фронта. «Я не знаю, когда будет война на севере, но могу сказать, что вероятность того, что она произойдет в ближайшие месяцы, намного выше, чем была в прошлом», – распространила пресс-служба армии слова Халеви.
Он лично посетил учения резервистов на севере Израиля, где, судя по всему, отрабатывались и сухопутные боевые действия. Заявление Халеви сделано как раз во время этих учений. Глава Генштаба, в частности, сказал: «Когда понадобится, мы будем действовать в полную силу».
А пока стороны обмениваются лишь дистанционными ударами, хотя их интенсивность возрастает. Телеканал «Аль-Маядин», близкий к «Хезболле», сообщил о «самом плотном» с момента начала конфликта обстреле района Вади-Салуки в Южном Ливане. Израильская армия, в свою очередь, сообщила в четверг об авиаударах по трем южноливанским районам – Адайса, Кафр-Килла и Марджаюн, произведенных в ответ на очередной обстрел израильской территории.
Сообщение о наземной операции израильтян на территории Ливана пока только одно. По данным представителя израильской армии, которое приводят местные СМИ, спецназ несколько дней назад атаковал район Ита аль-Шааб. Однако «Аль-Маядин» утверждает, что была лишь попытка дезертирства: трое израильских солдат якобы попытались покинуть один из постов у ливанской границы, но их своевременно обнаружили и возвратили в часть.
Как бы то ни было, обстановка на границе остается напряженной, а перспектива перерастания в полномасштабный конфликт – реальной. Это, как утверждают израильские СМИ, констатировал 17 января на закрытом для прессы заседании комиссии Кнессета по иностранным делам и обороне глава Совета национальной безопасности Цахи Ханегби. Он, назвав войну в Ливане весьма возможной, сообщил любопытные детали, касающиеся другого, южного фронта. По словам Ханегби, лидер ХАМАС в секторе Газа Яхья Синвар резко ужесточил требования группировки на переговорах об обмене удерживаемых лиц. Таким образом, заложники вернутся в Израиль еще не скоро. В руках ХАМАС предположительно находятся 117 израильтян, захваченных 7–8 октября. При этом Ханегби заверил депутатов, что цель физической ликвидации Синвара по-прежнему остается для израильских силовиков актуальной. «Он начинает это понимать, и поэтому его требования в переговорах с Катаром по заложникам направлены на то, что обеспечить собственное выживание», – цитирует его слова портал «Вести Израиль», не уточняя, какие именно требования имеются в виду.
Между тем ни Ханегби, ни какие-либо другие израильские лица уже не выступают с предложениями, касающимися послевоенного устройства Газы. Это же с тревогой отмечает издание The Wall Street Journal. Оно, ссылаясь на свои источники в Белом доме, утверждает, что попытки убедить премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху согласиться на вариант окончания конфликта на условиях передачи анклава под контроль Палестинской национальной администрации, которые предпринимал в том числе лично президент США Джозеф Байден в ходе телефонных разговоров, не увенчались успехом. Израиль считает данный вопрос неактуальным и нацелился на долгую операцию против ХАМАС.
Силовые операции, но куда меньшей интенсивности, чем в секторе Газа и на ливано-израильской границе, идут на Западном берегу реки Иордан. Сможет ли в этих условиях Израиль позволить себе полномасштабный конфликт с «Хезболлой»? Ответ на этот вопрос остается открытым. Вот чего точно сейчас израильтяне себе позволить не могут, так это прервать операцию в Газе, даже если есть реальная угроза открытия северного фронта. Эту мысль постарался донести до своих слушателей в четверг израильский президент Ицхак Герцог, выступая на Всемирном экономическом форуме в Давосе. «Израиль потерял веру в мирный процесс, потому что он видит, как наши соседи превозносят террор», – заявил он. Герцог четко расставил акценты: мирные переговоры сейчас невозможны, так как нет доброй воли другой стороны, которой являются отнюдь не палестинцы и не ливанцы. Израиль рассматривает свою войну с ХАМАС и «Хезболлой» как часть противостояния Ирану. Это государство президент назвал империей зла и подчеркнул, что именно иранские усилия подрывают возможность какой-либо договоренности по Газе. Герцог при этом подчеркивал важность международной поддержки его страны. Он заявил, что Израиль сдерживает ту угрозу, которая в противном случае вышла бы за пределы Ближнего Востока. «Если бы не было Израиля, то Европа была бы следующей и Соединенные Штаты тоже», – предупредил Герцог.