Фото REUTERS
Человечество встретило 2024 год в неустойчивом равновесии. Апокалиптические прогнозы годичной давности не оправдались, но и возвращения к ситуации до пандемии и крупных конфликтов последних лет не произошло. Имеет место не нормализация обстановки, а приспосабливание к переменам. Среди значимых факторов глобальных рисков на 2024-й следует выделить российско-украинский конфликт и президентские выборы в США. Таковы вкратце выводы, которые можно сделать по итогам дискуссий в рамках Всемирного экономического форума в Давосе.
По традиции мероприятия такого рода проходят под девизом. Им для Давосского форума, проходившего с 15 по 19 января, стала фраза «Восстановление доверия» (Rebuilding Trust).
Ею была определена нынешняя ключевая проблема мировой политики и экономики. О том, что мир вступил в период соперничества между государствами и группами государств, которое оставляет все меньше пространства для солидарных коллективных действий и все больше – для рискованных экспериментов и начинаний, говорили многие участники форума. Одни констатировали это с тревогой, как новый президент Аргентины Хавьер Милей, объявивший, что Запад отказывается от «ценностей свободы» (то есть либерализма) ради социалистической повестки. Другие говорили о наступивших реалиях не более чем с сожалением, как глава Европейского центрального банка (ЕЦБ) Кристин Лагард.
Ей принадлежит изобретение (или, уж во всяком случае, ввод в оборот) термина «новая нормальность». Им на сессии в заключительный день форума Лагард охарактеризовала состояние мировой экономики, сложившееся в результате испытаний последних лет. Глава ЕЦБ спрогнозировала, что высокая инфляция, которая стала главным тормозом для устойчивого экономического роста в зоне евро и не только, в этом году постепенно снизится. Она также отметила вслед за другими участниками форума, что риски экономической фрагментации мира и распада привычных производственно-логичестических цепочек оказались меньше, чем ожидалось. К переменам удалось приспособиться. Вместе с тем Лагард присоединилась к мнениям, которые неоднократно высказывали другие участники форума: «новая нормальность» – явление неустойчивое, в значительной мере чувствительное к политическим переменам.
К числу угроз мировой стабильности были отнесены не только разгоревшийся в 2023 году ближневосточный конфликт и, напротив, несколько затихшее соперничество США и Китая, в том числе из-за разного отношения к будущему Тайваня. Интерес и беспокойство у участников форума вызывали события в Соединенных Штатах, где в этом году предстоят выборы главы государства. Кстати, нынешний президент США Джозеф Байден в Давос не приехал. Вряд ли это можно объяснить его занятостью внутриамериканскими делами. От приглашения посетить Давос отказывались и Барак Обама, и Джордж Буш-младший. Единственный американский президент, который во время своей каденции бывал на этом форуме мировой политической и экономической элиты, – это Дональд Трамп. Именно его победу на президентских выборах участники Давоса считают наиболее вероятной, выяснила газета The New York Times. Возвращение Трампа в Белый дом их, как и американский истеблишмент, скорее настораживает, чем воодушевляет. Это и понятно: в свою прошлую каденцию он инициировал или постарался инициировать значительные перемены в мировой политике. С подачи Трампа началось противостояние США и Китая. Он расстроил отношения с европейскими союзниками по НАТО, решив изменить существовавшую десятки лет систему, при которой американцы предоставляют им свой оборонный «зонтик», не требуя ничего взамен. Трамп остановил процесс примирения с Ираном, начатый при Обаме и, напротив, запустил процесс признания Израиля арабскими государствами – и то, и другое, как считают некоторые эксперты, в итоге привело к нынешней войне на Ближнем Востоке. Какую внешнюю политику будет проводить этот лидер, вернись он в Белый дом? Избранная им предвыборная тактика (концентрироваться только на тех темах, которые важны его «ядерному электорату») исключает пока ясный ответ на этот вопрос. Но насторожиться должен и сам Трамп: в 2016 году участники Давосского форума так же единодушно прочили победу не ему, а Хиллари Клинтон.
Разумеется, обсуждался и российско-украинский конфликт. Одним из мероприятий форума был так называемый саммит формулы мира, четверый по счету. По существу, это своеобразный смотр стран, поддерживающих или готовых поддержать Киев. В таких встречах обычно значим только сам факт их проведения. В этом году в саммите формулы мира было рекордное количество участников: 81 страна и организация. В отличие от прошлой встречи в их числе не было представителя Китая. Кроме того, в Давосе не состоялись вопреки прогнозу украинской стороны переговоры президента Украины Владимира Зеленского с главой Госсовета КНР Ли Цяном, тоже участником форума. И в своем публичном выступлении китайский премьер-министр ни словом, ни намеком не указал на то, что нейтральная позиция Пекина в отношении украино-российского конфликта может измениться. В остальном украинская часть форума прошла так, как следовало ожидать. Зеленский произнес большую эмоциональную речь, где попенял Западу на недостаточное снабжение украинской армии и указал на «тринадцать потерянных лет» для человечества из-за продолжающегося вооруженного конфликта с РФ.
Многие участники форума обращали внимание на то, что действенная поддержка Киева требует перемен в экономике, в первую очередь европейских стран. Времена, когда европейцы пребывали в уверенности, что долгих широкомасштабных войн с применением обычных массовых вооружений больше не будет, ушли. Нужно готовиться к другой реальности. В этой связи примечателен прогноз, который дал глава МИД Польши Радослав Сикорский. Он полагает, что российско-украинский конфликт будет длиться еще 10 лет.