Пример американской Nvidia вдохновляет вкладывать в высокотехнологическое производство все больше. Фото Reuters
В рамках пакета о развитии производства чипов в Евросоюзе на 43 млрд евро анонсировано выделение 2,5 млрд на разработку передовых полупроводников, размер которых может быть меньше 2 нанометров (нм). Ставка сделана на бельгийский исследовательский центр Imec. В случае успеха у европейцев появится шанс сократить технологическое отставание от США, Тайваня и Южной Кореи. Однако пока эти проекты далеки от реализации.
К финансированию проекта по производству микрочипов помимо средств Евросоюза будут привлечены деньги нидерландского монополиста в сфере литографии AMSL и бельгийского правительства. Сейчас доля компаний из стран ЕС на рынке полупроводников составляет 10%. Уже к 2030 году планировалось удвоить этот показатель.
Дело не столько в прибылях, сколько в технологической безопасности. В эпоху, когда Соединенные Штаты все чаще заявляют, что их союзники должны брать большее бремя затрат на себя, Брюсселю приходится задумываться о развитии собственных программ. Наработки AMSL могут помочь в этом.
СМИ подчеркивают, что Евросоюз настроен развивать полупроводниковую промышленность своими силами. Например, пока тайваньская TSMC и американская Intel не получали гарантий о выдаче субсидий под строительство завода в Германии.
А ведь инвестиции от тайваньского гиганта могут пойти и в Европу тоже. Угроза нападения Китая на остров вынуждает TSMC создавать производительные мощности за пределами Тайваня.
Например, в возведение завода в американской Аризоне компания вложила 40 млрд долл. На такие затраты она способна пойти, невзирая на сложности в вопросе о рабочих визах для своих сотрудников. По сути, Вашингтон и Брюссель оказались соперниками в попытке получить инвестиции.
А TSMC из-за рисков вынуждена тратить на завод в американском штате в четыре раза большую сумму, чем если бы она решила построить еще одну фабрику на Тайване. Такова цена политического обострения. Но ради того, чтобы технологии не достались китайцам, в Тайбэе готовы пойти на многое.
Например, уничтожить все литографическое оборудование, поставленное как раз нидерландской AMSL. Последняя заявляет о том, что имеет возможности сделать оборудование неработоспособным дистанционно в случае необходимости. В TSMC подтверждают решимость пойти на такие меры в случае захвата острова Китаем. Впрочем, есть в этом и элемент политической атаки на Пекин: дескать, нападать на Тайвань нет смысла, поскольку добиться сокращения технологического отставания от Запада в критически важной отрасли таким маневром все равно не удастся.
Но важно то, что сейчас азиатские гиганты способны вкладывать не миллиарды, а сотни миллиардов долларов в полупроводниковую промышленность. В случае с бельгийской Imec речь пока идет лишь о налаживании тестового производства. А, например, правительство Южной Кореи и местная гордость Samsung готовы потратить на развитие полупроводниковой промышленности 422 млрд долл. к 2042 году. На долю компании из них должно прийтись порядка 229 млрд. И это притом, что Samsung уже занимается производством чипов.
Евросоюз же хочет с нуля начать производство, декларируя куда меньшие затраты. В способности конкурировать в таком случае возникают большие сомнения. Впрочем, не исключено, что Европе важно иметь хоть какую-то полупроводниковую промышленность, чтобы в случае коллапса не остаться ни с чем.
Важность развития отрасли доказывают успехи технологических компаний. Например, американская Nvidia значительно увеличивает прибыли и стоимость своих акций за счет того, что видеокарты этой компании успешно используются в обучении нейросетей. Иными словами, во многом именно техническими силами компании осуществляется развитие искусственного интеллекта.
Благодаря этому в ближайшее время цена акций компании может возрасти на 200 млрд долл., подчеркивает агентство Reuters.