Беспартийность Дика Схофа и его знания миграционного вопроса явились факторами выбора коалиции правых. Фото Reuters
В Нидерландах четыре крупнейшие партии наконец завершили длительные переговоры и определились с кандидатурой премьер-министра страны. Им станет чиновник Министерства юстиции, бывший начальник разведки страны Дик Схоф. Это очень необычный выбор: правительство возглавит не глава победившей на выборах партии, а беспартийный спецслужбист. Для России же в новом премьере примечательно то, что он является участником расследования обстоятельств крушения Boeing-777 в Донбассе в 2014 году. Одно это уже дает мало надежд на смягчение позиции Нидерландов в отношении РФ.
Через полгода после проведения парламентских выборов в Нидерландах, кажется, партиям удалось договориться о том, кто станет политическим лидером страны. Разрешена трудная дилемма, появившаяся в результате победы ультраправой Партии свободы. Ее лидер Герт Вилдерс возглавит правящую коалицию, но премьером не станет.
Успех Партии свободы (на выборах в ноябре 2023 года она набрала 23% голосов, заняв первое место) не только шокировал нидерландских левых и центристов. Появился вопрос, как Вильдерс будет формировать правительство. 23% для однопартийного кабинета недостаточно. Значит, требовалась коалиция, которую по традиции должен возглавить премьер, то есть лидер победившей партии.
Изначально было ясно, что Вилдерсу стать премьером не дадут. Его одиозные антииммигрантские заявления и желание провести референдум о выходе страны из состава Евросоюза слишком неприемлемы для политического истеблишмента, да и для общества в целом: не следует забывать, что партию поддерживает не большинство нидерландцев. Тем не менее Вилдерсу удалось сколотить какую-никакую коалицию правых сил. В нее кроме его партии вошли не разделяющие его радикальные взгляды, прежде правящая страной Народная партия за свободу и демократию (VVD) и Новый общественный договор (NSC). Договориться с ними удалось не без труда. Сразу же после оглашения нерадостных для партии результатов выборов лидер VVD Дилан Йешилгёз-Зегериус после объявления результатов голосования в сердцах заявила, что коалиция с Вилдерсом во главе невозможна (см. «НГ» от 23.11.23). Но в итоге ей пришлось закусить губу и все же начать сотрудничество, дабы остаться у власти и влиять на принятие решений.
Как бы то ни было, голосов трех партий для формирования большинства было достаточно. Однако стараниями Вильдерса в коалицию было допущено еще и Фермерско-гражданское движение (BBB). Это в конечном счете предопределило то, что кандидатом оказался человек со стороны. Лидер BBB Каролина Ван дер Плас в отличие от других глав партий сразу заявила, что согласна сотрудничать с Вилдерсом. В результате коалиция распалась на два своеобразных блока: Партия свободы и ее союзник против двух других партий.
Приход к власти Схофа свидетельствует о том, что в истории Нидерландов завершился целый период, связанный с доминированием праволибералов. С 2010 года и вплоть до июля 2023 года премьером страны был Марк Рютте. Его не случайно прозвали «Тефлоновый Марк». Способность Рютте успешно выпутываться из самых сложных ситуаций и отбиваться от всех нападок стала притчей во языцех. Но и он не смог справиться наболевшим миграционным вопросом. Коалицию развалили разногласия по проекту миграционной реформы. Она была предложена VVD. Рютте отстаивал ее ключевой пункт – о введении квот на приезд в страну родственников мигрантов. Левые союзники по коалиции выступили против этого (см. «НГ» от 11.07.23), за что и поплатились. Они потерпели сокрушительное поражение на ноябрьских досрочных выборах. Лишь один оппонент Рютте слева, союз Партии труда и Зеленых выступил неплохо. Но этот блок левых и думать не хотел о компромиссах с Вилдерсом.
«Ситуация с назначением стороннего кандидата на место премьера, беспартийного, является для страны уникальной. Из-за этого непросто сказать, насколько Схоф будет независимым. Ясно только, что его полномочия будут ограничены из-за соглашения с коалицией», – отмечает сотрудник отдела европейских политических исследований ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН Анастасия Посаженникова.
В разговоре с «НГ» она отметила, что Схоф провозгласил себя премьером всех жителей страны. Вилдерс же всячески дает понять, что бывший глава разведки – его креатура. Однако скорее всего это не так. Имеет место кадровый компромисс между членами коалиции.
К плюсам Схофа следует отнести то, что он на посту генерального секретаря Министерства юстиции приложил руку к решению самого сложного для страны вопроса – миграционного. Вместе с тем он, по сути, является «темной лошадкой». О его взглядах можно сказать только то, что он состоял в Партии труда до 2021 года. Но сейчас Схоф вышел из нее и не разделяет идеи левых.
Посаженникова полагает, что новое правительство будет технократическим. На министерские должности планируется назначить тех, кто лучше разбирается в том или ином вопросе, а не ставленников партий. Эксперт отметила, что созданию коалиции в известной степени помогло смягчение радикальности Вилдерса в ряде вопросов.
Ориентировочно кабмин может быть сформирован к 26 июня. Это весьма быстрый срок, если брать в расчет то, что предыдущее правительство формировалось порядка 300 дней. Лидеры четырех партий договорились, что они сами в кабмин не войдут.
Во внешней политике страна вряд ли сильно поменяет свой вектор. Но необходимо учитывать, что Схоф участвовал в следствии по падению малайзийского Boeing-777 в ДНР, что вряд ли сделает его назначение на должность премьера хорошей новостью для России.