Оппозиционер Саво Манойлович и его соратники не смогли скрыть разочарования результатами выборов в Белграде. Фото Reuters
Сторонники сербского президента Александара Вучича празднуют успех, а его противники пытаются разобраться в причинах неожиданной и очень обидной неудачи. Правящая Сербская прогрессивная партия (СПП) вместе со своими союзниками одержала убедительную победу на повторных местных выборах, которые прошли в том числе в Белграде. Переголосования декабрьских выборов в столице добивалась оппозиция. Она обвиняла правящую партию в фальсификациях. И вот повторные выборы прошли, но, как оказалось, только для того, чтобы зафиксировать: СПП, находящаяся у власти десяток лет, по-прежнему популярнее оппозиционеров.
Молчанием встретили в предвыборном штабе оппозиционного блока «Саво Манойлович – Я тоже Белград» появление на экранах мониторов первых итогов голосования. Оказалось, что СПП вместе со своими союзниками уверенно победила в 85 из 89 муниципалитетов страны. В столице блок «Александар Вучич – Сербия завтра», в который входит правящая партия, получил 52% голосов, что дает 64 мандата из 110 в Скупщине (городском парламенте) Белграда. Это на 8 мандатов больше, чем у СПП и ее союзников есть сейчас. Сторонники юриста и эколога Саво Манойловича, вошедшего в сербскую политику в 2021 году как один из организаторов масштабных протестов против разработки лития, довольствуются всего лишь 17,61% голосов белградцев. Такой результат обеспечит им 21 мандат в городской Скупщине. Вместе с коалицией «Выбираем Белград» (12,17% голосов и 14 мандатов соответственно) это позволит создать внушительную оппозиционную фракцию, с которой власти придется считаться. Но оппозиционеры-то рассчитывали на большее. В идеале – на повторение событий 24-летней давности.
Тогда, 24 сентября 2000 года, завоевав в рамках всеобщих выборов большинство в Скупщине Белграда, оппозиция сумела превратить столицу в базу протестов против Слободана Милошевича. Уже в октябре произошла известная «бульдозерная революция». Милошевич, бывший президентом (сначала Сербии, потом – Югославии) в общей сложности 10 лет (примерно столько же, сколько к настоящему времени находится у власти СПП), был свергнут и, как известно, окончил свои дни в тюремной камере Гаагского трибунала. Правда, столь же зловещих последствий Вучичу его противникм не обещают. В их глазах он все же демократически избранный лидер, пусть и с авторитарными замашками.
Эти замашки, как заявляли противники президента, проявились сполна в ходе местных выборов в декабре прошлого года. По официальным данным, блок «Александар Вучич – Сербия не должна останавливаться» набрал в Белграде 37,48%, а оппозиционный блок «Сербия без насилия» – 34,38%. Победа была достигнута (опять же, по утверждениям противников президента) путем подтасовок, завоза избирателей из Боснии и т.д. Начались протесты. В то время являвшаяся главой правительства Ана Брнабич категорично заявила, что «Майдана в Сербии не будет», и оказалась права. Акции постепенно сошли на нет.
В марте, перед истечением срока формирования новых органов власти в столице, СПП, чьи представители уже вроде бы разделили должности в столице, неожиданно согласилась на повторные выборы. Вучич еще раз посрамил прогнозы экспертов: многие из них предполагали, что голосование назначат на весну. И сами правительственные чиновники, включая президента, допускали проведение повторных выборов то в конце апреля, то даже в том же марте. Это повысило бы шансы СПП, так как у оппозиции, раздираемой соперничеством своих лидеров, было бы меньше времени на подготовку. Тем не менее 3 апреля повторные выборы были назначены на 2 июня. Два месяца – достаточный срок для предвыборной кампании.
Напрашивающееся объяснение: Вучич решил рискнуть, чтобы не ссориться с Западом. Претензии к декабрьским выборам предъявляло Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ. Европарламент, в свою очередь, принял резолюцию с требованием инициировать международное расследование всех предполагаемых случаев фальсификаций голосования в Белграде. В случае выявления подтасовок евродепутаты предлагали приостановить финансирование Сербии за счет бюджета ЕС. С учетом того, что переговоры о вступлении страны в Евросоюз могут в этом году перейти в решающую стадию, для Вучича это все было бы весьма некстати.
Теперь оппозиции предстоит работа над ошибками. Уже сейчас претензии предъявляют проевропейской Партии свободы и справедливости. Эта достаточно популярная в Белграде политическая сила бойкотировала выборы, подыграв тем самым Вучичу. Ведь избиратели СПП, в отличие от оппозиционеров, проявили дисциплинированность и пришли на участки в полном составе. Впрочем, лидер Партии свободы и справедливости Драган Джилас в ответ на вопрос журналиста, чувствует ли он свою ответственность за поражение оппозиции, однозначно ответил «нет».